Архивы

В Сербской церкви — против вмешательства Константинополя в чужие дела

Легализация раскольников на Украине породит множество новых расколов в православном мире

В Сербской православной церкви отказывают Константинопольскому патриарху в праве вмешиваться в дела других Православных церквей на основании его статуса «первого среди равных».

«Действия Константинополя объясняются и аргументируются стремлением устранить расколы и восстановить церковное единство народа Украины на основании недавно сформулированного учения о том, что как Вселенский престол и исторически мать для славянских Церквей Константинопольская церковь имеет право принимать решения по собственному праву и по собственной инициативе, пренебрегая прежде существующими границами автокефальных поместных Церквей и невзирая на их позицию или сопротивление. Тем не менее это учение совершено не выдерживает критики», — говорится в статье епископа Бачского Иринея, опубликованной в пятницу на сайте Отдела внешних церковных связей Московского патриархата.

Епископ пояснил, что, согласно устройству Православной церкви, первенство Константинопольского патриарха не то же самое, что первенство Римского папы.

«Согласно всем известному 34-му апостольскому правилу, Собор без первого недействителен, но и первый без Собора существовать не может. Из этого следует, что Вселенский патриарх не имеет права обсуждать, и уж тем более принимать, решения о статусе Украинской церкви и, соответственно, какой-либо иной Церкви сам по себе, вне Собора, самовластно», — отмечает сербский архиерей.

Он также указал на каноническую недопустимость для одной Православной церкви снимать анафемы с раскольников, наложенные в другой Православной церкви.

«Все обстоит как раз наоборот: совершаемые в одной Православной церкви хиротонии, переводы клириков, прославления святых и тому подобное, с одной стороны, как и лишения сана, низвержения, отстранения от совершения богослужений и другие епитимьи, с другой, автоматически признаются и имеют силу во всех без исключения Церквах», — напоминает епископ.

По его словам, следование этому принципу исключает диалог с раскольниками «на равных», после чего они с покаянием возвращаются в единство с Церковью, и «тогда уже могут и имеют право выдвигать свои требования, в том числе и требование автокефалии, сначала к своей собственной Церкви, а затем через нее ко всей Церкви».

Легализация украинских раскольников, считает епископ Ириней, будет означать, что, «будучи раскольнической общиной, рано или поздно ты все равно будешь оправдан, восстановлен и, более того, возвышен до статуса автокефальной Церкви», то есть раскол перестает быть «смертным грехом и преступлением, несмываемым даже мученической кровью, а превращается в простую и легкую оплошность, легко врачуется и в конце концов — о странное чудо! — вознаграждается».

«Хотим мы этого или нет, но устраняется преграда для множества новых расколов, а Православная церковь рискует стать неким виноградником без ограды, при этом произойдет непоправимый вред, соблазн совести и утрата всякого доверия к нашей Церкви как у инославных, так и у иноверных и нерелигиозных людей», — считает епископ Сербской православной церкви.

Интерфакс. Религия

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.