Архивы

Резолюция Соборных слушаний ВРНС «Духовно-нравственное воспитание молодежи: путь в будущее»

СоборМы — участники Соборных слушаний Всемирного Русского Народного Собора «Духовно-нравственное воспитание молодежи: путь в будущее, собрались в городском поселении Деденево Дмитровского района Московской области с целью обсуждения приоритетных для будущего развития России вопросов духовно-нравственного воспитания молодежи, обобщения имеющегося опыта, анализа проблем для привлечения внимания общества и государства к необходимости их решения.

Мы отмечаем, что:

— сущностной основой воспитания является духовно-нравственное воспитание, которое содействует формированию духовно богатой личности, воспитанию чувств патриотизма, милосердия, осознанию базисных ценностей, необходимости социальной сплоченности общества, что позволяет преодолеть любой кризис, санкции, ощутить цивилизационную принадлежность в условиях формирования многополярного мира, расширения зоны влияния глобализации, стратегической целью которой, является подчинение России, лишение ее народов и, прежде всего, русского народа национальных смыслов, культурно-духовных традиций.

Мы поддерживаем:

— меры государства, способствующие духовно-нравственному воспитанию молодежи как приоритетному направлению государственной политики, отмечая важность проводимой работы по совершенствованию нормативно-правовой базы на федеральном и региональном уровнях;
— профессиональную деятельность ученых, деятелей культуры, преподавателей образовательных организаций, направленную на воспитание высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности;
— огромный вклад Русской Православной Церкви, других традиционных религий и конфессий в укрепление духовных традиций России.
Вместе с тем мы видим, что, несмотря на усилия государства, общества, Церкви, направленные на развитие духовно-нравственного воспитания молодежи, налицо негативные тенденции в этом приоритетном направлении государственной политики, о чем свидетельствуют следующие тенденции:

1. Несовершенство нормативной правовой базы:

— отсутствует традиционное для России определение «духовно-нравственного воспитания»;
— в ФЗ «Об образовании» воспитанию, которое рассматривается «как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» на практике не уделяется должного внимания;
— в законодательстве РФ не закреплено понятие «традиционная религия», «традиционная конфессия», что способствует деятельности на территории России нетрадиционных религий, конфессий и сект, разрушающих, подменяющих традиционные духовные ценности;
— отсутствует определение «семьи», что дает основание для нетрадиционных для России ее трактовок;
— не уделяется должного внимания духовно-нравственному воспитанию как важнейшей, неразрывной части воспитания.
Все это ведет к размыванию традиционных нравственных ценностей, их девальвации, искажению ценностных ориентиров.

2. Не уделяется должного внимания мерам, содействующим формированию самоидентичности, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций народов России, из которых государственно образующим является русский народ.

3. Большинство семей в Российской Федерации не осознают себя важнейшим институтом духовно-нравственного воспитания, способствующего формированию высоконравственной личности, патриота своего Отечества, готового к мирному созиданию, а при необходимости и к защите Родины, отсутствует преемственность поколений, что ведет к отчуждению молодежи от старшего поколения — носителей духовно-нравственных ценностей.

Кроме того, в развитии современной семьи наблюдаются следующие негативные тенденции:

— увеличение количества разводов по отношению к количеству, заключенных браков;
— возрастание количества абортов, несмотря на тяжелую демографическую ситуацию,
— отмечается рост семей по медицинским показателям, не способных иметь своих детей.

Все это отражается на детях, наблюдается:

— увеличение числа суицида среди детей и молодежи, детского и подросткового садизма,
— атомизация общества — разрыв социальных связей (дружеских, семейных, соседских), рост индивидуализма, пренебрежения правами других.

4. Несмотря на то, что целями государственной культурной политики являются укрепление гражданской идентичности, создание условий для воспитания граждан на основе традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения, не все деятели культуры осознают эту цивилизационную ответственность:

— в современной литературе, искусстве, кинематографе, эстраде, средствах массовой информации наблюдаются тенденции, связанные с деформацией традиционных для России базисных ценностей, пропагандируется культ насилия, страха, жестокости, аморальный образ жизни, культ вседозволенности,
— произведения искусства, способствующие духовно-нравственному развитию, вытесняются бездуховной, коммерческой продукцией, производящей «Иванов без родства», поколения «чипсов и колы».

5. Наблюдается деформация исторической памяти:

— методично насаждается негативная оценка сущностных для формирования национального сознания периодов отечественной истории, насаждаются ложные представления об «исторической отсталости России»;
— гуманитарные науки и прежде всего история, являющиеся основой духовно-нравственного воспитания, остаются объектом политических манипуляций, вольных трактовок, что порождает нигилизм, безразличие, разрушает дух патриотизма, гордость за подвиг своих предков.

6. Русский язык как базисная ценность, государственный язык Российской Федерации, основа для сплочения ее 193 народов, подвергается деформации — подлинно русские слова, олицетворяющие тысячелетнюю культуру русского народа и народов, живущих на территории России с древнейших времен, подменяется иностранными заменителями, созданными в иной культурологической среде, сленгам, нецензурными выражениями, что недопустимо для развития духовно-нравственной личности.

7. Патриотизм как любовь к своему Отечеству, Родине, народу и уважение других народов не осознается большинством граждан как национальная идея, что по-прежнему порождает культ преклонения перед Западом, упаднические настроения, безразличие к будущему развитию России.

8. Безответственность СМИ — увеличивается число теле-радио передач, разрушающих духовно-нравственные ценности, несмотря на существующую законодательную базу, призванную эти ценности защищать.

9. Часть граждан РФ не чувствует свою принадлежность к гражданскому обществу, не осознает значение духовно-нравственного воспитания, базисных ценностей, занимает беспринципную позицию.

Принимая резолюцию, мы исходим из того, что:

— духовно-нравственное воспитание молодежи является сущностной основой воспитания, что способствует развитию духовно богатой личности, патриотизма, социальной сплоченности, осознанию самоидентиности, цивилизационной миссии России в глобальном мире;
— духовно-нравственное воспитание молодежи является приоритетной задачей государства, институтов гражданского общества, Церкви, традиционных религий и конфессий, каждого человека, заинтересованного в будущем развитии России;
— семья является важнейшим институтом, в котором закладываются основы для духовно-нравственного воспитания, формирования базисных ценностей;
— дошкольные, общеобразовательные, специальные, высшие образовательные организации призваны способствовать духовно-нравственному воспитанию молодежи, формированию бережного отношения к культурно-духовным традициям России.
Осознавая необходимость привлечения внимания государства, гражданского общества, семьи, Русской Православной Церкви и других традиционных религий, конфессий к проблеме развития духовно-нравственного воспитания как важнейшей основы русской цивилизации, мы рекомендуем:

Федеральному Собранию Российской Федерации:

1. внести поправки:

— в ФЗ «Об образовании» — усилить воспитательную составляющую как неразрывную часть процесса образования, предусмотреть обязанность образовательных организаций проводить непрерывную воспитательную работу по духовно-нравственному воспитанию учащихся;
— в «Семейный кодекс РФ» — внести понятие «семья» как союз мужчины и женщины, основанный на браке, любви, уважении, предполагающий продолжение рода, внести изменения, гарантирующие безопасность, суверенитет семьи, ограждающие ее от неправомерных вмешательств, необоснованных изъятий детей;
— в ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» — внести понятия «традиционная религия», «традиционная конфессия», что исключило бы разрушающую деятельность нетрадиционных религий и сект;
— предусмотреть в ФЗ «Кодекс РФ об административных правонарушениях» усиление административной ответственности за фальсификацию (искажение) истории России;
— внести поправки в Закон «Основы законодательства РФ о культуре» — в ст. 3 «Основные понятия» включить понятия «культурные традиции», «духовно-нравственные ценности», включить статью «Цель, задачи культуры», одной из которых является духовно-нравственное воспитание средствами культуры;
— в ФЗ «О средствах массой информации» внести поправки в раздел «задачи СМИ» — содействие национальной безопасности России, сохранению духовно-нравственных ценностей, а также внести положение «об ответственности СМИ перед личностью, обществом, государством, цивилизацией».

2. Принять федеральные законы:

— «Культурно-духовные традиции России» с целью ограждения общества от навязывания и распространения, несвойственных для России культурно-духовных традиций, подрывающих национальную безопасность государства;
— «О патриотическом воспитании» с целью патриотического воспитания молодежи, формирования любви к Родине, Отечеству, уважению народов, проживающих на территории России и других государств, в котором было бы дано определение, цель, задачи, принципы, направления, значение развития патриотизма в РФ;
— «О русском языке» с целью укрепления русского языка как особой традиции, в которой отражена тысячелетняя история государства, позволяющая объединить все народы и народности, проживающие на территории России с древнейших времен;
— «О нравственной цензуре в СМИ» с целью защиты общества от информационной агрессии, направленной на уничтожение духовно-нравственных ценностей.

Президенту Российской Федерации:

1. Внести дополнение в Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.:
— в раздел I. «Общие положения» внести понятие «Духовно-нравственные ценности», перечислив их;
— конкретизировать понятие «угроза национальной безопасности», которое формулируется как «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам», включив в определение в качестве угрозы и «уничтожение духовно-нравственных ценностей»;
— в Раздел IV. «Обеспечение национальной безопасности», в число стратегических национальных приоритетов, среди которых оборона страны, государственная и общественная безопасность, повышение качества жизни российских граждан, экономический рост; культура, наука, технологии, образование и др., включить важнейшее направление «Духовно-нравственные ценности».

2. В Концепцию общественной безопасности внести следующие поправки:

— понятие «духовные ценности»,
— в раздел II. «Основные источники угроз общественной безопасности» внести положение «угроза духовной безопасности России»;
— в раздел IV. «Основные направления деятельности по обеспечению общественной безопасности» включить меры по обеспечению духовной безопасности.

3. В «Основы государственной культурной политики» включить положение «Об ответственности деятелей культуры за культурное просвещение граждан Российской Федерации».

4. утвердить День нравственности.

Правительству Российской Федерации:

1. Внести поправки:

— в «Концепцию государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» — включить определения «семьи», «традиционные семейные ценности», «духовно-нравственные традиции»;
— пересмотреть «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», в части духовно-нравственного воспитания детей — внести понятие «духовно-нравственное воспитание», конкретизировать его принципы;
— ввести воспитательный компонент как часть образования в Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы;
— в «Основы государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года» в Раздел I. «Общие положения» внести термин «духовно-нравственное воспитание молодежи» — целенаправленная, организованная, систематическая деятельность, направленная на формирование у человека высших ценностей, нравственного сознания, развития нравственных чувств, выработку навыков и умений, мировоззрения, убеждений, нравственного поведения, иерархии мотивов, волевого компонента, в раздел III. «Цели и приоритетные задачи государственной молодежной политики» внести изменение в пункт 7.а «приоритетные задачи» в следующей формулировке «формирование системы базисных ценностей, включая духовно-нравственные ценности, с учетом многонациональной основы российского государства;
— в разрабатываемую ФЦП „Культура России“ в раздел „Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности“ внести положение — „увеличение доли кинофильмов, театральных спектаклей, выставок, способствующих консолидации граждан Российской Федерации на основе духовно-нравственных ценностей“, „увеличение произведений искусства, в которых современные герои могли бы служить примером для подражания, обретения подлинных смыслов“;
— в Концепцию информационной безопасности детей внести положение „усилия семьи, общества и государства должны быть направлены на то, чтобы ребенок с детства привыкал свободно ориентироваться в медиапространстве, умел взаимодействовать с различными источниками информации, не поддавался манипуляциям извне и мог делать самостоятельные выводы о качестве информационных продуктов“.

2. Разработать и принять:

— Концепцию духовно-нравственного воспитания граждан РФ;
— Концепцию развития исторического образования в общеобразовательных организациях с целью объективного осмысления, уважения отечественной истории, развития патриотизма;
— Федеральную целевую программу „Культурно-духовные традиции как основа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения“.

Министерству образования Российской Федерации:

— способствовать усилению воспитательной компоненты в образовательном процессе;
— ввести в образовательных организациях факультативный курс „Духовно-нравственные ценности России“;
— увеличить в школах количество часов по русскому языку, русской классической литературе, Отечественной истории, что будет содействовать патриотическому воспитанию учащихся;
— в ВУЗах, независимо от их специализации, ввести обязательное преподавание русского языка, русской классической литературы, логики Отечественной истории;
— содействовать разработке программ духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на региональном уровне;
— совершенствовать систему повышения квалификации работников образования;
— содействовать развитию социального диалога, партнерства педагогов с молодежью на основе субъективно-развивающего подхода;
— признать персональную ответственность педагогов, психологов, специалистов по работе с молодежью за реализацию молодежных программ и проектов;
— разработать и предложить „дорожную карту“ реализации молодежных инициатив на основе духовно-нравственных ценностей;
— содействовать созданию на базе ВУЗов Интернет-форумов, способствующих духовно-нравственному воспитанию молодежи;
— инициировать создание военно-патриотических кружков на базе образовательных организаций;
— организовать проведение широкомасштабных государственных и общественных эмпирических исследований с целью оценки всего спектра факторов, влияющих на психосоциальные установки молодого поколения и глубины их влияния, а также оценки действительной эффективности политики по защите детей от негативной информации;
— создавать условия для обеспечения информационной безопасности детей и молодежи не только путем предотвращения наиболее явных и очевидных угроз сегодняшнего дня, таких как группы смерти, экстремизм, наркомания и др., но и за счет предотвращения и нейтрализации стратегических угроз на перспективу при формировании жизненных ценностей и моделей поведения молодежи;
— инициировать с целью решения задач противодействия Интернет-угрозам, содействия решению задач гражданско-патриотического воспитания создание с участием воспитателей, психологов, социологов, программистов системы распознавания и прогнозирования поведения каждого молодого человека на основе определения его психотипа, отслеживания специальных коммуникативных маркеров в социальных сетях на реальном языке, с помощью изображений, фотографий, музыкальных и видеофайлов, что позволит „диагностировать“ вхождение в „группу риска“ каждого ребенка и подростка, осуществлять превентивные меры по его вовлечению в деструктивные сообщества и предотвращение негативного изменения его личности;
— содействовать с целью реализации задач по защите молодежи от интернет-угроз созданию позитивных интеллектуальных „патриотических“ виртуальных „антиботов“ с использованием суперкомпьютерных нейросетевых технологий „Больших данных“ и отечественных позитивных интеллектуальных программ (для реализации задач по защите молодёжи от интернет-угроз необходимо создание позитивных интеллектуальных „патриотических“ виртуальных „антиботов“ с использованием суперкомпьютерных нейросетевых технологий „Больших данных“ и отечественных позитивных интеллектуальных программ);
— разработать и принять единые стандарты в которых будет установлено, что считать вредной информацией для детей и подростков, законодательно установить систему санкций за распространение негативной информации и обеспечить её реализацию на практике.

Министерству культуры Российской Федерации:

— средствами культуры и искусства содействовать духовно-нравственному развитию молодежи, укреплению традиционной семьи, пропаганде базисных ценностей;
— принять меры по реабилитации русской культуры как важнейшей основы взаимодействия многонационального российского общества;
— способствовать созданию в литературе, искусстве, кинематографе образа современного положительного героя, служащего примером для подражания молодежи;
— оказывать поддержку деятелям культуры, художественным коллективам, творчество которых содействует сохранению и развитию духовно-нравственных ценностей;
— поддерживать телерадиопередачи, способствующих сохранению духовно-нравственных ценностей, и запрещение передач их разрушающих;
— организовывать и проводить фестивали, конкурсы, выставки, форумы, научно-практические конференции, круглые столы, семинары, содействующих сохранению духовно-нравственных ценностей, как в субъектах РФ, так и за пределами РФ.

Институтам гражданского общества:

— способствовать сохранению базисных ценностей, развитию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, духовному просвещению граждан Российской Федерации, усилению роли традиционной семьи, преемственности поколений;
— на базе культурно-просветительских центров как за пределами, так и в субъектах Российской Федерации организовывать курсы русского языка, русской истории, русской культуры;
— использовать методы, формы, средства воспитания, находящих отклик у детей из „проблемных“ семей, нацеленных на работу с „трудными детьми“.

Русской Православной Церкви, традиционным религиям и конфессиям России:

— усилить духовное просвещение молодежи;
— воскресным школам, православным и иным традиционным для России духовно-просветительским центрам активнее осуществлять поддержку родителей по духовно-нравственному воспитанию детей на основе духовных традиций России.
Средствам массовой информации обратить внимание на необходимость освещения вопросов, связанных с духовно-нравственным воспитанием молодежи, укреплением базисных ценностей, не допускать распространения информации, сообщений и материалов, разрушающих духовно-нравственные принципы.

Каждой российской семье признать важность и необходимость:

— активизации деятельности родителей в духовно-нравственном воспитании детей на основе базисных ценностей;
— в воспитательном процессе уделять особое внимание преемственности поколений, содействовать уважению к старшим как носителям духовно-нравственных принципов;
— усиления ответственности за осуществление духовно-нравственного воспитания в образовательных и социальных организациях страны.

Мы благодарим всех, кто вносит свой вклад в духовно-нравственное воспитание молодежи, укрепление базисных ценностей России, составляющих основу русской цивилизации и национальной безопасности России.

„Грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном воспитании русского духовного характера…..Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь“

(И. А. Ильин. О воспитании в грядущей России»)

Участники Соборных слушаний «Духовно-нравственные воспитание молодежи: путь в будущее»

18 апреля 2018 г., Деденево.

Всемирный Русский Народный Собор

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.