Архивы

“МОЛОДЕЖЬ И ПРАВОСЛАВИЕ” В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Е.Е. Несмеянов. Доктор философских наук, профессор, Донской государственный технический университет

Т.С.Оленич. Доктор философских наук, профессор, Донской государственный технический университет

С.А. Плотников. Кандидат педагогических наук, доцент

 

(на основе материалов социологического научного исследования „Отношение молодежи Ростовской области к Русской Православной Церкви и верующим в контексте их поддержки традиционных культурных ценностей”)

 Аннотация: В статье исследуются особенности формирования традиционных ценностей у молодежи в контексте их конфессиональной принадлежности к православной церкви. В ходе исследования было выявлено, что РПЦ сегодня вновь становятся стержнем духовной жизни общества, оказывающим влияние на облик России, её традиции и уклад жизни, Русская Православная Церковь является авторитетной в обществе, занимает высокое положение в социальной жизни, а православие является духовным стержнем жизни российской молодежи. В результате социологического исследования было доказано, что на большей части Юга России (Северного Кавказа) Православные верующие становятся доминирующей социальной группой, в продвижении позитивных духовных ценностей

Ключевые слова: православие, молодежь, культура, традиционные ценности, воспитание

 

Abstract: The peculiarities of formation of traditional values among young people in the context of their religious affiliation to the Orthodox Church is being investigated in the present article. The study revealed that the Russian Orthodox Church is becoming the core of the spiritual life of society again, it influence the shape of Russia, its traditions and way of life of the Russian Orthodox Church is reputable in society, it holds a high position in the social life. Orthodoxy is the spiritual core of life of the Russian youth. The results of sociological studies have shown that in most of the South of Russia (North Caucasus) Orthodox believers become the dominant social group in the promotion of positive spiritual values.

Keywords: Orthodox, youth, culture, traditional values, education.

 

Актуальность. Православие является традиционной конфессией для российского общества. Данная религиозная система оказывает влияние на много сферы жизнедеятельности российского общества, но особое место в контексте формирования конфессионального самоопределения занимает молодежная сфера. Как самая крупная по численности и своему влиянию на жизнедеятельность российского общества среди традиционных религиозных конфессий России, Русская Православная Церковь проявляет обеспокоенность духовным положением современной российской молодёжи, размытостью и неустойчивостью её нравственных и ценностных ориентаций. Поддержание нравственных идеалов и нравственное воспитание являются приоритетными задачами, которые декларируются, например, в тексте «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Не претендуя на роль главного института нравственного воспитания, Церковь оставляет за собой право нести слово Божье и ожидает от государства предоставления свободы в реализации этого права. В тоже время процессы глобализации и евроатлантической интеграции, сопровождающиеся проповедью экуменизма, разрушают православную традицию и присущие ей культуру и мораль.

Цель исследования. Данная статья посвящена исследованию влияния православия на формирование современной культуры и ценностей, сферы образования. В статье представлены материалы социологического исследования, проведенного Донским Государственным Техническим Университетом под названием «Отношение молодежи Ростовской области к Русской Православной Церкви и верующим в контексте их поддержки традиционных культурных ценностей. В Ростовской области осуществили данный проект ответственные кафедры «Православная культура и теология» и «Философия и мировые религии» ДГТУ, кафедра «Православная культура и теология» филиал ДГТУ в городе Шахты. В исследовании приняли участие более 1 000 студентов всех ведущих вузов региона.

диаграмма 1

 

Диаграмма 1. Из всех опрошенных молодых людей 82% русские, 9% украинцы, 5% ингуши, 2% марийцы и 2% кабардинцы.

диаграмма 2

Диаграмма 2. Национальный состав семей, так же разнообразен. 71% это русские, 18% украинцы, 5% ингуши, по 2% марийцы, татары и кабардинцы.

диаграмма 3

Диаграмма 3. Из всех опрошенных — 80% молодых людей назвали себя православными или христианами. 9 % отнесли себя к мусульманам, а к другим конфессиям или к свободомыслию, себя причислили 11% молодежи.

диаграмма 4

Диаграмма 4.

диаграмма 5

Диаграмма 5. Более 90% православных респондентов отмечают православные праздники, и лишь 5% этого не делают.

диаграмма 6

Диаграмма 6.  73% опрошенных совершали православные обряды в своей жизни. И только 27 % этого не делали.
диаграмма 7

Диаграмма 7.   Более 70% из всех опрошенных молодых людей считают, что православие является национально-государственной традицией России.

диаграмма 8

Диаграмма 8. Главным смыслом человеческой жизни, подавляющее большинство опрошенной молодежи 69%, видит  — в создании семьи и воспитании детей. Так же 29% считают, что главное  — это “брать от жизни всё”, и 2% хотят посвятить свою жизнь карьере. Принцип — “брать от жизни всё” включает в себя и создание семьи, таким образом, можно утверждать, что больше, чем 69% опрошенных видят смысл жизни в создании семьи.

диаграмма 9

Диаграмма 9.   Забота Русской Православной Церкви об охране памятников истории и культуры с точки зрения подавляющего большинства молодежи, является прямой функцией Церкви.

диаграмма 10

Диаграмма 10.   Более 70% опрошенных считают православие основой русской культуры, 15% молодых людей не смогли дать ответ на данный вопрос, и лишь 11% не согласны с данным мнением

диаграмма 11

Диаграмма 11.

диаграмма 12

Диаграмма 12.

диаграмма 13

Диаграмма 13.   70% опрошенных считают, что Русская Православная Церковь должна уделять больше внимания борьбе с негативными последствиями Западной культуры постмодернизма: аборты, однополые браки, наркомания. Исследование также показало наличие потребности молодых людей в более глубоком изучении основ православной культуры, в том числе и в рамках школьной и университетской программ. Так, более 65% респондентов считают, что Русская Православная Церковь должна стремиться к увеличению числа воскресных и приходских школ. 56% опрошенных, считают необходимым изучение основ православной культуры в школах.

диаграмма 14

Диаграмма 14.   Дальнейшее развитие проекта реализуется в участии в международных грантовых конкурсах, в том числе «Православная инициатива», а также расширение географии проекта и участие в нем других поместных Православных Церквей.

диаграмма 15

Диаграмма 15.   Потребность молодежи в увеличении числа приходских и воскресных школ в целом не достаточно сформирована (широкая прослойка молодежи, 39,1 %, не имеет сформированного мнения по данному вопросу). Каждый третий молодой человек в России (38,2 %) считает, что Русской Православной Церкви необходимо уделять внимание вопросу увеличения числа воскресных и приходских школ.

 

В рамках исследования были опрошены респонденты в возрасте от 18 до 35 лет. Для получения количественных характеристик в исследовании применен метод опроса, который проведен по формализованной анкете. Целью данного социологического опроса являлось — определить и описать отношение молодёжи Ростовской области к Русской Православной Церкви.

Данное исследование географически охватило территорию Ростовской области. Донской край — край самобытной культуры и богатых духовных традиций, некоторые исследователи называют его — казачий край. По сути можно говорить, что православная вера, казачья вольница и государево служение были (да и во многом остаются) основой самоидентификации российского казачества. Православие во многом было и остается самой распространенной религией на территории Ростовской области.

Гипотезой cсоциологического исследования являются следующие положения:

  1. Церковь стремится участвовать в нравственном воспитании вместе со светскими институтами образования и культуры. Роль нравственного воспитания в нашем государстве переоценить сложно. Интересна в этой связи мысль Павла Флоренского о том, что «средоточием личности является религиозный культ… Из этого ядра личности, из культа, и порождается вся человеческая культура». Нравственное воспитание способствует росту уровня гражданского самосознания и развитию общества. В этой связи православие и РПЦ сегодня вновь становятся стержнем духовной жизни общества, оказывающим влияние на облик России, её традиции и уклад жизни, выступает против конфликтов на религиозной почве.
  2. В России православные верующие становятся доминирующей социальной группой, при этом данная группа является реальной, а не номинальной, и может отстаивать свои ценности.
  3. Некогда искусственно прерванная политическим давлением традиция участия Русской Православной Церкви в делах общества и государства ныне восстанавливается. Русская Православная Церковь в глазах молодых россиян превратилась в авторитетный социальный институт. Процесс ресекуляризации в значительной степени обусловлен изменениями в системе нравственных ориентиров россиян и обращением к традиционным ценностям российского общества Западная культура постмодерна, приоритет материальных ценностей начинают отторгаться заметной частью нынешнего молодого поколения. Как справедливо прокомментировал тезис нашей гипотезы режиссер Никита Сергеевич Михалков “Чтобы превратиться в по-настоящему современную нацию, Россия должна искать источник вдохновения не на Западе, а в своем собственном прошлом,.. («Манифест просвещенного консерватизма», опубликованный российским режиссером, лауреатом премии «Оскар» и актером Никитой Михалковым 26 октября 2010 года).

Научная новизна социологического исследования заключается в постановке новых проблем исследования – одновременное изучение культурной, национальной и религиозной самоидентификации молодежи Ростовской области в условиях глобализации, ее отношение к РПЦ в аспекте противостояния ее культуре постмодерна.

Материалы и методы исследования. Для решения поставленных задач исследования необходимо применение совокупности исследовательских методов. Для получения количественных характеристик исследуемой ситуации в исследовании применяется метод массового опроса, который планируется проводить посредством анкетирования. Массовый анкетный опрос — метод получения первичной социологической информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования на эмпирическом уровне.

Информация, получаемая в ходе опроса, отражает социальную реальность в том виде, в котором она преломляется в сознании респондентов. Метод массового опроса позволяет получать информацию об отношении людей к каким-либо событиям, зарегистрировать действительное поведение респондентов, рассмотреть характер их отношений к каким-то событиям будущего и настоящего.

Методика данного этапа исследования опирается на статистические модели и выборочный метод. Это позволяет не просто получить мнения и предположения, а выяснить точные числовые значения изучаемых показателей. Выборочный метод, примененный для формирования выборочной совокупности, позволяет утверждать, что результаты данного количественного исследования статистически достоверны, их можно применять на широкую генеральную совокупность россиян.

Значение вероятностной (статистической) ошибки выборки зависит от следующих параметров: от объемов генеральной и выборочной совокупностей, от принятого доверительного интервала и от дисперсии наблюдаемой величины (для величин, измеряемых в долях или процентах, дисперсия определяется только значением самой величины) и в составляет с вероятностью Р=0,95 в целом по России статистическая ошибка выборки не более ± 2,2 %.

В задачи проведенного социологического исследования входит:

  1. Описать характеристики и дать анализ отношения молодежи к Русской Православной Церкви в контексте ее поддержки традиционных ценностей;
  2. выявить уровень православной религиозности молодежи;
  3. описать отношение российской молодежи к взаимодействию Русской Православной Церкви с другими социальными институтами — институтом семьи и брака, образования, описать отношение российской молодежи к проповеднической миссии и целям Русской Православной Церкви;
  4. выявить оценку российской молодежи роли Русской Православной Церкви в стране.
  5. раскрыть отношение российской молодежи к публичным выступлениям представителей Русской Православной Церкви с СМИ;
  6. раскрыть отношение российской молодежи к открытию Русской Православной Церковью новых храмов, воскресных школ;
  7. рассмотреть индивидуальный опыт российской молодежи при взаимодействии с Русской Православной Церковью;
  8. раскрыть мнение молодежи о приоритетных направлениях деятельности Русской Православной Церкви и оценить потребность молодежи в участии Русской Православной Церкви в их жизни.

В ходе проведения социологического исследования был использован следующий понятийно-категориальный аппарат. Молодежь — социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Границы группы обычно связывают с возрастом 15-35 лет. Но есть исследования, где авторы указывают границы в 14-40 лет.

Молодежь — подвижная и мобильная социальная группа, она реагирует на малейшие изменения в жизни социума, она может, как отвергать традиции социума, так и давать импульс к их развитию. Изучение отношения современной молодежи Ростовской области к православной традиции, в контексте происходящих перемен в российском обществе, позволяет определить некоторые тенденции и перспективы общей направленности перспективного социального развития. Религиозность молодежи — степень приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам. Определенная форма или степень религиозного сознания, опыта и поведения молодежи. Культурная идентичность принадлежность индивида к какой-либо культуре или культурной группе, формирующая ценностное отношение человека к самому себе, другим людям, обществу и миру в целом. Потеря идентичности возможна в связи с быстрыми изменениями социокультурной среды, которые человек не успевает осознавать. В таком случае кризис идентичности может принимать массовый характер, рождая «потерянные поколения».

Для проверки гипотезы было опрошено 1000 респондентов на предмет национальной идентичности и религиозности, в Ростове-на-Дону, Азове, Шахтах, что позволило более широко распределить характеристики исследования, так и генеральную совокупность.

Анализ диаграмм показывает, что большинство молодежи города Ростова-на-Дону и Ростовской области считает, что Русская ПравославнаяЦерковь является авторитетной в обществе, занимает высокое положение в социальной жизни, а православие является духовным стержнем жизни российской молодежи.

В процессе социологического исследования были подтверждены гипотезы:

  1. В Ростовской области общество поддерживает стремление Русской Православной Церкви участвовать в нравственном воспитании вместе со светскими институтами образования и культуры. Роль РПЦ в нравственном воспитании в нашем государстве оценивается высоко.
  2. На большей части Юга России (Северного Кавказа) православные верующие становятся доминирующей социальной группой, в продвижении позитивных духовных ценностей, при этом данная группа является реальной, а не номинальной, и может отстаивать свои ценности.
  3. Некогда искусственно прерванная в СССР традиция участия Русской Православной Церкви в делах общества и государства сегодня восстанавливается.

Приобщение молодежи к культурному наследию своего народа также является очень востребованным молодежью (70 % поддерживают данный вид деятельности) направлением деятельности Русской Православной Церкви.  Помимо потребности в культурном просвещении, у 70 % молодежи существует потребность в нравственной оценке явлений современной жизни, высказанной публично от лица Русской Православной Церкви, а сохранение высокого уровня нравственности в обществе является одной из основных функций Русской Православной Церкви.

Участие Русской Православной Церкви в воспитании духовных и нравственных ценностей у детей в семье также нашло поддержку среди молодежи: большинство (65 %) считают, что Церкви обязательно необходимо уделять внимание этому вопросу, а 56 % опрошенных считают необходимым воспитание детей и молодежи в православных традициях в светских учебных заведениях. Данный результат приводит к выводу  – “Русской Православной Церкви следует активно осуществлять руководство духовной жизнью молодежи” через сохранение и популяризацию традиционных ценностей.

Таким образом, наиболее актуальной проблемой всего общества является проблема абсолютных ценностей, и прежде всего в светской педагогике. Почему ядром любой культуры является вера? Потому, что прежде всего верой и вероучением познаются и утверждаются абсолютные ценности, без которых мегакультура – культура народа – образоваться и состояться не может, тем более возвыситься до цивилизационного уровня.

На наш взгляд, наиболее точно изложил учение о ценностях русский философ Н. О. Лосский, и время введения в отечественную педагогическую теорию и практику основных положений этого учения наступило, несмотря на сохраняющийся секулярный характер культуры. Как следует из исследования Н. О. Лосского [1], проведенного на твердых основаниях православия, целью человека, осознаваемой или не осознаваемой, является абсолютная полнота бытия, то есть обожение, осуществление которого возможно только на пути  все превозмогающей любви к Богу как изначальному Абсолютному Благу и любови ко всем тварным созданиям как потенциально всеобъемлющему добру. Такая любовь приводит к свободному подчинению Богу и свободному единодушию соборной деятельности всех существ в Царстве Божиим, которые следуют Богу, в чем и состоит христианский идеал [2].

Однако для человека стремление к абсолютной полноте бытия чаще всего связывается с любовью к себе большею, чем к Богу и другим людям. Поэтому для преодоления эгоизма человек вступает на путь эволюции, сущность которой в постепенном научении и воспитании хотя бы отчасти святости и приобщении к Царству Божию, как было указано, через свободный выбор и свободные же творческие акты. Это есть нормальная эволюция, нормальная в том смысле, что она придерживается норм, вытекающих из задач возрастания в относительном добре вплоть до осознания абсолютных ценностей, которые должны быть определены как цель поведения, и вплоть до удостаивания обожения и вступления в Царство Бога [3].

Относительный характер ценностям придает то, что в каком-то отношении они есть добро, а в каком-то – зло, поскольку связаны со злом. Как нам представляется, чрезвычайно важно для осознания феномена культуры то, что  деятельность человека (и все ее приобретения) на пути нормальной эволюции является положительной ценностью постольку, поскольку она, деятельность, имеющая самоценность для  творящего и переживающего ее субъекта как момент субъективной полноты бытия, есть жизнь в ее значении для восхождения к абсолютной полноте бытия.

Проникновение абсолютных ценностей в нашу сознательную деятельность (признания на словах и на деле, что «в действительности есть Бог и Царство Бога как абсолютно достойное и оправданное бытие») [4], осуществление высшего идеала (свободного подчинения в любви Богу и свободной и в любви же единодушной соборной деятельности всех, следующих Богу) [5] происходит в следовании нормам, «определяющим поведение, ведущее к этому Царству» [6], к земной судьбе, в которой «каждый шаг нормальной эволюции есть освобождение от какой-либо стороны эгоистической замкнутости в себе, расширение жизни деятеля путем усвоения какой-либо группы чужих личных или вообще сверхличных интересов в свою жизнь так, как если бы они были его собственные интересы.., выработка способностей, необходимых для восхождения к всеобъемлющей жизни…» [7].

Очевидно, что Н. О. Лосский не употребляет слово «нормативная» (эволюция), чтобы видны были два смысла: и смысл нормативности, то есть существования законов (осознанных закономерностей), алгоритма, принципов, норм, правил, и смысл нормальности, то есть правильности, правдивости, не уклонения в неправду, а прямое следование ей как идеалу и возможность действительного достижения цели обожения. Вспомним одну из основных, если не основную, заповедь Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33).

Тот, кто признает абсолютные ценности, признает и цель Бога, Который, будучи Духом, всем строем мира и всяким событием в нем побуждает нас к развитию духовности, воспитывая нас для воссоединения с Царством Божиим. Собственно, исходя из этого признания и свободно принимая цель Бога и свободно же Ему подчиняясь, мы вступаем на путь нормальной эволюции, подлинной культуры, в том числе и прежде всего на путь воспитания себя самих и помощи в воспитании другим как чадам Божиим.

Уместно напомнить широко известный евангельский образ двух домов: одного, построенного на песке, другого, построенного на камне, из которых первый в буре разрушился, а второй устоял (Мф. 7:24-27). Это совершенно соответствует двум мировоззрениям, из которых одно исходит из признания Бога как  Самое Благо, Самою Истину, Самою Красоту, Самое Нравственное Добро, Самою Жизнь и Источник Жизни, другое же исходит не из признания этой абсолютной ценности, а из признания в качестве абсолютной ценности на самом деле некоей относительной или из релятивистского признания всех ценностей как только относительных и отсутствия каких бы то ни было абсолютных ценностей.

«Искусство жизни состоит в таком усложнении интересов и в таком углублении органичности ее, что средства перестают быть только средствами и хоть какой-нибудь стороною своею содержат в себе также самоцели или, по крайней мере, насквозь пронизаны и заманчиво освещены тою самоцелью, ради которой они осуществляются» [8]. Так  происходит нормальная  эволюция, или, и это слово вслед за Церковью употребительно в текстах философа, преображение [9]. Таким образом, если говорить о педагогической составляющей нормальной эволюции, мы будем иметь в движении к Богу и Божьему Царству процесс преображения человека, противостоящий процессу антипреображения, который, принимая массовый характер, ведет к самоуничтожению культуры и всей цивилизации.

Тяжело, в кризисе переходит к абсолютным ценностям  педагогика, «двуправные» силы в которой маскируют под абсолютные «общечеловеческие» ценности, на самом деле представляющие собой всего лишь результат логической операции, именуемой абстрагированием. Польза такой операции, проделанной над человеческими ценностями, весьма относительна в научных целях, и ее вовсе нет и не может быть в том случае, когда «общечеловеческие» ценности используют в качестве нового заменителя абсолютных ценностей. Педагогику тянут на этот путь, такой же искусственный, как и подобный до него в облике «коммунистической культуры», но живая культура сопротивляется (наша цивилизация сопротивляется!), и это является одной из главных черт современной борьбы не просто за подлинность культуры, а за выживание человечества.

 

Литература

 

  1. Святейший Патриарх Алексий выступил на Соборных слушаниях ВРНС «Базисные духовно-нравственные ценности – основа единства общества, церкви и государства» // Православие.Ru / Интернет-журнал. – 2 ноября 2007 // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/24687.htm.
  2. Шевченко Л. Православная культура и мир ценностей современного школьника // Журнал Московской Патриархии. – 2003. – № 5. – С.24.
  3. Святейший Патриарх Алексий выступил на Соборных слушаниях ВРНС «Базисные духовно-нравственные ценности – основа единства общества, церкви и государства» // Православие.Ru / Интернет-журнал. – 2 ноября 2007 // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/24687.htm.
  4. Святейший Патриарх Алексий выступил на Соборных слушаниях ВРНС «Базисные духовно-нравственные ценности – основа единства общества, церкви и государства» // Православие.Ru / Интернет-журнал. – 2 ноября 2007 // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/24687.htm.
  5. Святейший Патриарх Алексий выступил на Соборных слушаниях ВРНС «Базисные духовно-нравственные ценности – основа единства общества, церкви и государства» // Православие.Ru / Интернет-журнал. – 2 ноября 2007 // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/24687.htm.
  6. Шевченко Л. Православная культура и мир ценностей современного школьника // Журнал Московской Патриархии. – 2003. – № 5. – С.24.
  7. Лосский Н. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей. – Париж, 1931//http://mexalib.com/view/41637 – С.6-103.
  8. Лосский Н. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей – Париж, 1931//http://mexalib.com/view/41637 – С.72-73.
  9. Лосский Н. Ценность и бытие: Бог и Царство Божие как основа ценностей– Париж, 1931//http://mexalib.com/view/41637 – С.75.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.