Архивы

Муфтият не виноват

Мечеть и высотки «Муслим-сити», а также православная церковь на окраине будущего комплекса / facebook.com/sab.russia

Мечеть и высотки «Муслим-сити», а также православная церковь на окраине будущего комплекса / facebook.com/sab.russia

Башкирский муфтият построит в Уфе деловой и досуговый центр. Эта вроде бы хорошая для мусульман новость вызвала резкую критику с их стороны и протесты встревоженных жителей столицы. «Русская планета» разбиралась, кто выступает против «Муслим-сити».

«Муслим-Сити» — это проект, предложенный Духовным управлением мусульман (ДУМ) Башкирии 19 июня 2014 года и одобренный мэрией Уфы. Мусульманский центр займет площадь в 20 гектаров в центре города (территория между проспектом Салавата Юлаева, улицами Мингажева и Коммунистической). Он будет состоять из административно-офисных зданий, гостиницы, апарт-отеля, работающих по исламским канонам семейных кафе и ресторанов, торговых рядов, инфраструктуры для семейного отдыха и парковой зоны. И, естественно, большой мечети.

Главную достопримечательность центра — Соборную мечеть, спонсируемую благотворительным фондом «Урал», — планируется открыть к 2017 году, к 100-летию основания Духовного управления мусульман Башкортостана. Ее вместимость составит 3 тысячи человек. Купол будет исполнен в форме башкирской юрты, изнутри его украсит орнамент в виде медовых сот, в каждой из которых будет начертано одно из 99 имен Всевышнего. Диаметр купола составит 24, а высота минаретов — 74 метра (лишь немногим ниже, чем у строящейся сейчас в Москве Соборной мечети). Мечеть вместит в себя также конференц-зал, библиотеку и музей истории ислама в Урало-Поволжье, а в основании здания разместятся торговые заведения и кафе.

Когда муфтият Башкирии рассказал о своих планах, в Интернете появилось множество критических высказываний. Почти все анонимные, почти все выдержаны в ультраортодоксальном духе (например, постулируется, что в исламе нет места праздности, а значит и досугового мусульманского центра в природе быть не может). Эта реакция в соцсетях не так интересна, как реакция на нее управляющего делами Духовного управления и куратора проекта «Муслим-сити». Ильдар Ишеев называет нелестные отзывы — продуктом деятельности иностранных разведок.

– Мне это представляется заказом западных спецслужб, которые хотят заставить весь мир плохо думать об исламе, — рассказал Ишеев «Русской планете». — Мы же стремимся показать, что ислам может быть светским, и ничего в этом плохого нет. А экстремисты и фанатики к нам никакого отношения не имеют. Главная задача — интегрировать ислам в культуру Башкортостана. Хотим сделать его понятным, прозрачным и представляющим собой не угрозу окружающему миру, а помощника в укреплении государственности и правопорядка в стране. С помощью религии будем развивать наш регион, чтобы выйти на партнерские отношения с другими странами и привлекать инвестиции в Россию, насколько это в наших силах. Настоящие мусульмане — это не фанатики, дискредитирующие религию, а стабильные, нормальные люди, толерантные к другим вероисповеданиям и культурным традициям. Таких граждан мы хотим видеть в «Муслим-центре», прогуливающихся в парковой зоне, ведущих деловые переговоры и отдыхающих семьями. Если нам удастся сформировать здоровый образ мусульманина среди населения, можно будет говорить о том, что с помощью религии мы создаем стержень государственности.

Сложней ответить на претензии от представителей другой веры — христианской. Православных в проекте «Муслим-сити» не устраивает тот факт, что комплекс будет соседствовать с Покровским храмом. Внушительные постройки исламского центра будут буквально затмевать церковь.

В башкирском муфтияте уверили корреспондента «Русской планеты», что готовы отремонтировать православный храм, оказавшийся на территории застройки, соединив его прогулочной аллеей со строящейся новой соборной мечетью.

– Соседствуя с православным храмом в честь Покрова Божией Матери, Соборная мечеть станет свидетельством мирного сосуществования на земле Башкортостана двух крупнейших религий России, православия и ислама, — считает действующий председатель ДУМ РБ, сопредседатель Совета муфтиев России, муфтий Нурмухаммад-хазрат Нигматуллин.

Настоятель Покровского храма отец Илья оказался не готов прокомментировать ситуацию «Русской планете». Однако самоорганизовались его прихожане. На прошлой неделе они отправили жалобу в прокуратуру республики, в которой требуют запретить реализацию проекта. По их мнению, он противоречит действующей российской конституции.

–  Проект «Муслим-сити» нарушает ст. 13, 14, 28 Конституции РФ, и также четыре аналогичные статьи Конституции РБ — 13, 17, 19 и 30, а кроме того ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», — говорит корреспонденту «Русской планеты» юрист храма Людмила Изосимова. — Россия — светское государство. Никакая религия не может быть государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Следовательно, и строительство особого мусульманского центра противоречит основному закону конституции. Это же настоящее зонирование по религиозному признаку. Ни одна религия в России не имеет на это право.

Параллельно прихожане написали письмо главе региона Рустэму Хамитову и начали сбор подписей за сохранение прицерковной территории.

В письме на имя руководителя региона прихожане пишут: «Прихожане Покровского храма обоснованно считают, что если территория, прилегающая к храму, будет изъята, то здания, предназначенные для богослужения и вспомогательной деятельности (крестильня, воскресная школа для детей и взрослых, просфорная, прачечная, ризничная, склады) будут снесены, так как в архитектурной концепции они полностью отсутствуют. Это полностью лишит храм возможности проводить богослужения, т.е. прекратит его деятельность».

Прихожане протестуют и по другому вопросу: если вокруг храма будет создана мусульманская зона, как они будут ходить на службы в православном храме.

– Вы только представьте: мы будем проходить через их территорию, где их будет в разы больше, — говорит одна из прихожанок, пожелавшая не называть своего имени. — Мы будем чувствовать себя ущемленными среди этих огромных мусульманских объектов. А как будут идти службы: одновременно будут слышны молитвы муллы и звук церковных колоколов?!

Проект «Муслим-сити», кроме того, оживил одну не совсем приятную для храма историю. С августа 2007 года приход просит городскую администрацию выделить ему участок в пять соток около храма, на ул. Мингажева, 2. На этом месте священнослужители хотели построить небольшую часовню. На это письмо никто не реагировал, пока летом прихожане не написали письмо Рустэму Хамитову. После чего раздался звонок из Управления по земельным ресурсам администрации города. Чиновники сообщили, что в предоставлении земли Покровскому храму отказано «по основанию непредоставления проектной документации».

«Считаем такой отказ необоснованным, потому что в течение столь длительного времени никто не требовал от храма никакой проектной документации и не устанавливал сроков ее предоставления, даже не информировал о необходимости ее предоставления, — напоминают прихожане в письме Хамитову. — Тем более что было представлено градостроительное обоснование застройки территории Покровского храма, утвержденное Архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Никоном».

Проект «Муслим-сити» вызывает у прихожан и опасения чисто технического плана. Дело в том, что Покровский храм расположен на склоне: в 1960-х годах здесь, вспоминают старожилы, уже был оползень, и фундамент храма чуть было не поехал.

– Специалисты объяснили нам, что если вокруг нашего храма начнут вбивать сваи для таких огромных зданий, которые предусмотрены в проекте «Муслим-сити», наш храм просто не устоит, — говорит Людмила Изосимова. — Этот проект опасен для храма чисто со строительной точки зрения. А ведь Покровская церковь является памятником истории, культуры и архитектуры XIX века и охраняется государством. Поэтому мы в принципе против строительства любых многоэтажных зданий около храма.

Высказались по этому поводу и иерархи церкви:

– Нельзя смешивать ислам и православие, — общаясь с прессой, заявил протоиерей Евгений (Шерышев), настоятель Свято­-Сергиевского кафедрального собора. — Мы за равенство всех конфессий, но строить гигантскую мечеть в непосредственной близости от территорий православных церквей как-­то неправильно. Да и название «Муслим-сити» некорректно звучит в контексте местности, где исторически располагались православные храмы.

Согласен с их мнением и заместитель председателя Общественного совета по сохранению памятников архитектуры при главе администрации Уфы Владимир Захаров. Ведь по данным Центрального духовного управления мусульман России, в Башкирии насчитывается свыше 1,2 тысяч мечетей, в то время как 30 лет назад их было только 16. Новые мечети открываются каждый год; в ближайшие дни откроются две — в Аургазинском и Шаранском районах. И это при том, что православных храмов и монастырей в Башкирии не более 170.

– Я считаю, предложенная концепция застройки визуально доминирует над Покровским храмом. Этически это крайне негативное решение. Авторы проекта вряд ли согласились бы подавить мечеть небоскребами в 3-4 раза выше ее самой, — заявил РП Владимир Захаров.

К критикующим присоединился и уфимский художник и архитектор Наиль Байбурин, который охарактеризовал мечеть, как «выбивающуюся из общей архитектурной традиции», пояснив, что «мусульманские каноны предполагают покрытие куполов зеленой или бирюзовой краской», отделка же купола золотом — это «чисто православная традиция».

– Золото на куполах мечети — просто понты спонсора — благотворительного фонда «Урал». Подозреваю, что такая агрессивная и пафосная архитектура хочет составить конкуренцию мировым достопримечательностям, хотя на деле получается какая-­то дубайская ерунда, — заметил художник.

Критики обеспокоены также судьбой памятников архитектуры — дома-завода Максимова и дома Вольфа, которые находятся на земле, выделенной для мусульманского центра. Стоит заметить в скобках: в случае с памятниками, по замечанию одного из собеседников «Русской планеты», «муфтият не виноват», потому что сохранение зданий — зона ответственности министерства культуры республики. Этот и другие факты не мешают противникам проекта «Муслим-сити» говорить о том, что против стройки готово выступить большинство уфимцев.

Говорить о строительстве того, что еще не началось, — это «все равно, что бежать впереди паровоза», отвечает Ильдар Ишеев из Духовного управления.

— Хочется раз и навсегда развеять слухи о некой организации, выступающей против проекта. Нет таковой. Есть разрозненные голоса фанатично настроенных мусульман и других несознательных граждан, которые о настоящем, традиционном исламе имеют весьма смутное представление, — говорит Ишеев.

Впрочем, из дальнейшей беседы с представителем муфтията выходит, что строительство мусульманского центра не предусматривает не только стоящих сейчас на этой земле старинных домов, представляющих историческую ценность, но и существования других построек, в частности, жилых. Это значит, что вскоре должно начаться расселение жителей квартала № 588. Это подтверждает главный специалист отдела пресс-службы информационно-аналитического управления Уфы Тагир Ишкинин, но он не смог рассказать, в каких районах города расселенцам предложат новое жилье.

Авторы проекта «Муслим-сити» считали и считают, что его строительство позволит укрепить межконфессиональное согласие в республике. И он станет символом гармоничных отношений между различными группами башкирского общества. Но, кажется, пока городской оркестр не настроился на симфонию.

Подробнее http://ufa.rusplt.ru/index/kto-i-pochemy-protestyet-protiv-muslim-city-13914.html

Источник: http://ufa.rusplt.ru/index/kto-i-pochemy-protestyet-protiv-muslim-city-13914.html

 

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.