Архивы

Обзор СМИ. Каким должно быть гражданское действие церкви?

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл считает, что Церковь не должна бояться гражданского действия. Об этом Предстоятель заявил в четверг, 3 мая, на cоборных слушаниях Всемирного Русского Народного Собора по теме «Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству».

Говоря о мученической кончине Патриарха, который 400 лет назад отказался по требованию захватчиков Кремля приказать русским ополченцам отойти от города, Предстоятель РПЦ отметил, что пример Патриарха Гермогена «оставляет нам единственно возможный выбор». «Этот выбор — гражданское действие, которого мы не должны избегать и бояться, — указал Патриарх, подчеркнув, что «и в мирные тихие дни, и в дни решающего исторического выбора Русская Православная Церковь всегда была и будет со своим народом». При этом Патриарх подчеркнул, что как в свое время интервенты уговаривали Гермогена не вмешиваться в мирские дела, так и теперь Русской Церкви дают такие же советы.

Отметим, что последнее время вопрос об участии Церкви в общественной и политической жизни вызывает повышенный интерес и обсуждается очень активно (см. например «Партия верующих и неверующих (мнения священнослужителей)» и «Нужна ли России христианская партия? — Мнения священнослужителей»), но многие представители Церкви и светского общества дистанцируются от этих разговоров, опасаясь смешивать религию с политикой.

В чем, на ваш взгляд, должно заключаться «гражданское действие» Церкви и верующих, при том, что Конституция РФ отделяет религию от государства, а сами священнослужители придерживаются разных политических взглядов? С такими вопросами REGIONS.RU/»Новости Федерации» обратились к российским священнослужителям.

Церковь отделена от государства, но не от общества, поэтому верующие должны активно участвовать в политической и общественной жизни, отстаивая свои идеалы. Об этом говорили священнослужители, комментируя слова Патриарха Кирилла о гражданском действии.

Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси протоиерей Владимир Вигилянский:

Патриарх не сказал, что Церковь должна вмешиваться в дела государства. Гражданское действие это ракурс зрения на все, что творится в обществе и в нашей стране через призму Евангелия и через Церковь, которая на земле воплощает Евангелие в этой жизни. Это и есть тот пример взгляда на события через Евангелие, на что и обратил внимание Патриарх в своем докладе. Это невыгодно ни при каких властях, ни при каких обстоятельствах и будет принято в штыки обществом, которое не живет Евангелием в жизни. Это всегда будет вызывать противодействие, о чем нас предупреждал и Христос в Евангелии: «за Мое имя вас будут гнать». Он говорил о страшных разделениях, которые возможны в обществе и даже в семье. С этой точки зрения и нужно рассматривать слова Патриарха о гражданском действии.

Председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин:

От государства отделена не религия, а религиозные объединения, т.е. организационные структуры религиозных общин, созданных со статусом юридического лица или без такового. Верующий человек имеет не только право, но и долг участвовать в управлении государством, во всех общественных процессах и уж, конечно, в гражданском действии. Попытка представить отделение религиозных объединений от государства как исключение религии из общественных процессов это шулерство, не имеющее ничего общего ни с правом, ни с современными политическими реалиями.

Да, в Церкви есть особая роль у иерархов, у духовенства. Они не должны участвовать в деятельности политических партий, избираться в парламенты и т.д. Но Церковь это не только духовенство, но и миряне. А они могут быть и лидерами государства, и политиками, и публицистами, и вообще граждански активными людьми. А высказываться по общественно значимым темам может и должно и духовенство.

Так что надо, наконец, перестать поддаваться мантрам сторонников радикального секуляризма, которые считают, что религиозное мировоззрение должно быть табуировано в общественных процессах. Все мировоззрения у нас равны, в том числе и по действующей конституции. Обязательного мировоззрения, в том числе секулярного у нас нет. Да и по сути любое мировоззрение должно иметь возможность адекватно влиять на все, что происходит в обществе.

Игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище:

Каждый гражданин государства имеет право иметь свои политические взгляды и выражать их и принимать активное участие в политической и гражданской жизни страны. Да, церковными канонами не приветствуется активное участие священнослужителей в политической жизни, потому что их главное служение в ином. Священник должен в известной мере дистанцироваться от земных проблем, но это не значит, что он полностью должен устраняться от нужд людей. Ведь это нужды наших ближних. Поэтому Церковь активно занимается благотворительностью.

Но из истории мы знаем, что Церковь принимала активное участие и непосредственно в политической жизни – в национально-освободительном движении. Здесь можно назвать имена и Патриарха Гермогена, и преподобного Сергия Радонежского. Речь, конечно, не идет об участии священнослужителей в политических играх и интригах. Но ничего плохого, по-моему, нет в том, чтобы священник был, например, консультантом, советником у какого-нибудь политического лидера, скажем, у Путина или Жириновского. Почему бы с ним не посоветоваться. Церковь имеет право освещать какие-то политические, международные или общественные события со своей точки зрения и давать им оценку.

Нельзя забывать, что Церковь всегда выполняла положительную миротворческую функцию. Конечно, и священнослужители могут расходиться во мнениях. Например, по-разному оценивается личность генерал Власова. Но мы придерживаемся принципа «единство в главном, свобода во второстепенном, любовь во всем». Большевики пытались уже вычеркнуть нас из общественной жизни, превратить в маргиналов. Но даже в эпоху гонений Церковь оказывала благотворное влияние на общество. Фактически благодаря именно Церкви сохранилась наша культура и традиции. Ведь именно православная вера собрала и воспитала Россию. И как только от нее отказались, начались междоусобица и раздрызг. И до сих пор все это смутное время продолжается и будет продолжаться, пока мы не вернемся в православие. Потому что основа православия это любовь. Отсюда – и служение Родине, и служение ближнему. Когда это вернется, тогда все и устроится, и мы снова станем величайшей державой.

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета:

Никто не загонял верующих людей в гетто и не лишал их гражданских прав. Это нарушает не только Конституцию РФ, но и ряд правовых международных актов о равенстве прав и свобод граждан вне зависимости от вероисповедания, которые поддержала Россия. Но некоторые представители нашего общества хотели бы видеть верующих именно в таком положении. Социальная Концепция Русской Православной Церкви и высказанные Святейшим Патриархом тезисы на ВРНС призывают верующих быть не аморфной массой, которая безразлично взирает на окружающий мир, а активными участниками в жизни родной страны.

Ожидая Царства Небесного, мы несем весть о Христе и утверждаем роль Церкви даже посредством политических инструментов, чего не гнушались апостолы, апеллируя к государственному правосудию в отстаивании своих прав, о чем свидетельствует книга Деяний апостольских. Да и раннехристианская история, явившая нам примеры апологетов, не лишнее тому подтверждение. Христиане имеют равные права с другими гражданами нашей страны и этими правами и свободами они должны пользоваться, в том числе правом выражать и отстаивать свои интересы в органах власти и в общественных институтах.

Александр Копировский, магистр богословия, профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института:

На мой взгляд, все достаточно просто. Церковь вне политики в том смысле, что она не должна быть политической партией внутри политической жизни, одной из политических партий, имеющей свою программу или к кому-то примыкающей. Это, конечно, абсолютно исключено. Но Церковь на сегодняшний день и на протяжение уже полутора тысячелетий являет из себя настолько значимую общественную силу, не говоря уже о чисто духовном влиянии, что искусственно устраняться от общественной жизни, и в этом смысле от политической, конечно, Церковь не должна. Поэтому мне кажется, что и священники вполне могли бы участвовать в работе каких-то государственных органов и могли бы избираться в органы власти.

Ничего страшного в этом я не вижу. Все зависит от воспитания и духовности человека, его образования. Если человек может держать себя нормально, не впадает в политические страсти, то устраняться от этого, по-моему, не нужно. Призывы, что Церковь должна быть вне политики, надо верно понимать. Если это призыв к Церкви устраниться из общественной жизни, то мы к таким призывам прислушиваться не должны.

Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мученицы Параскевы Пятницы в Качалове:

Блаженной памяти старец Паисий Святогорец писал, что если не реагировать на проявления зла, то оно обнаглеет настолько, что это будет очевидно для всех. И мы видим, насколько агрессивными стали нападки не только на Церковь, ее священнослужителей и чад, но и против семейных и культурных ценностей. Людям активно навязывается откровенно безнравственная позиция. Как можно в такой ситуации молчать?

Если эта пропаганда идет при явном попустительстве власти, то мы согласно с нашей Социальной концепцией должны соответствующим образом выстраивать свои отношения с властью вплоть до полного неповиновения такой власти. Если власть отказывается защищать законы, принятые в защиту и семьи, и образования, и нравственности, то мы должны ясно выразить свое отношение к этому. Безусловно, нельзя смешивать собственно духовную составляющую Церкви и деятельность ее чад на общественном поприще. В то же время Церковь выполняет важную социокультурную функцию в процессе духовного окормления как отдельной личности, так и общества и государства. Такая высота служения принадлежит только Церкви. Поэтому на представителях Церкви, вступающих на общественно-политическое поприще, лежит великая ответственность.

Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского:

Я считаю, что это очень своевременные и актуальные слова Патриарха. Независимо от эпохи, духа времени и политических веяний Церковь должна оставаться защитницей всех людей – плохих и хороших, добрых и злых. Она ходатаица перед Богом за всех людей. Поэтому мы молимся за всех: и за тех, кто в тюрьмах, и за правых, и за левых, и за консерваторов, и за либералов. Церковь открыта для всех.

Конечно, между призванием церковным и призванием политическим существует коренное различие. Мы руководствуемся словами апостола Павла, который говорил, что если ты делаешь добро, то тебе нечего бояться власти и шире говоря – соприкосновения с политикой, но если делаешь зло, то бойся, потому что властитель не напрасно носит меч. Церковь должна заступаться и за добрых, и за злых. Государство же должно добрых защищать, а злых наказывать. Мы видим, что здесь есть не только различие, но и пересечение интересов Церкви и государства. Поэтому участие Церкви в общественно-политических процессах и в государственном строительстве может быть вполне обоснованным. Безусловно, выражение гражданской позиции верующих могло бы быть более ярким и активным.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной духовной семинарии:

Мне не знакомы представители Церкви, которые противопоставляли бы свое мнение словам Патриарха Кирилла. Разве что в рассуждениях, как добиться лучших результатов в этом «гражданском действии». Возражать против этой позиции могут только противники Церкви, а не ее представители. Это противники православия и России, которые пытаются загнать Церковь в некую ловушку. И как Патриарх Гермоген кончил свои дни в темнице Кремля, вот в такую же темницу хотят сегодня усадить Церковь.

Религия отделена от государства, но не отделена от гражданской силы, которую представляет общество. И в каждом конкретном случае пути воздействия у Церкви разные, несмотря на ловушки противников. В каждой тактической ситуации необходимо выбирать правильный ход, этим Церковь и занимается: как лучше достичь единения всего российского народа церковным наполнением.

Заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета игумен Лука (Степанов):

Отделение Церкви и государства естественно, так как Церковь не от мира сего, а государство имеет свои задачи, и состоит оно из разумных личностей, бытие которых без Церкви пусто и бесперспективно. Процитирую слова святителя Феофана Затворника, который писал, «наша жизнь без Бога подобна стружке, завивающейся вокруг собственной пустоты».

Поэтому люди не могут быть отделены от благодатной силы подаваемой Богом через свою святую Церковь. Следовательно, именно Церковь может и должна воодушевлять их и на жертвенное служение своему Отечеству и на создание и хранение своих семей, на чадородие, обличение нечестия, на исполнение прочих нравственных долгов, которые свойственны человеку.

Поэтому всякая демагогия о необходимости устранения Церкви от жизни общества является признаком личной греховной поврежденности человека, его нераскаянности, нежелания своей жизнью послужить чему-либо кроме собственных похотей. Следовательно, мы – священнослужители — всеми силами призваны совершать свое служение по воодушевлению наших соотечественников к общественной жизни, а не только к их тихому сокровенному пребыванию в стенах наших храмов.

Виктор Лега, зав. кафедрами философии, основного богословия и апологетики ПСТГУ:

Безусловно, религия отделена от государства, поэтому Церковь получает полную свободу и может говорить то, что считает должным. Именно тут предусмотрена социальная ответственность: Церковь не отделена от народа. А народ и власть предержащие совершают поступки, которые Церковь может оценить как нравственные или безнравственные, может разъяснять людям и давать советы в жизненных ориентирах.

И в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви сказано, если власть делает что-то антихристианское, то Церкви надлежит указать власти на это и делать то, что должно каждому христианину, даже если это станет нарушением государственного закона, что и происходило во времена Патриарха Гермогена или советской богоборческой власти.

Так что Церковь всегда была опорой государственной нравственности, а не просто подчинялась власти. И то, что патриарх Кирилл об этом напомнил на примере Гермогена — очень правильно и значимо. Если христианин проявляет политическую активность, это нормально и не надо мешать ему заниматься политикой, равно как и творить добро.

Ответственный секретарь Всемирного Русского Народного Собора Олег Ефимов:

Со времен апостолов по благословению самого Господа шло распространение христианской веры. Апостолы шли по миру и вмешивались во все отрасли общественной жизни того времени, и они не разделяли службу Богу и другую жизнь. Православный человек является православным во всем: от своей работы до семьи и отношений с близкими, родными и друзьями.

Мы постоянно говорим о том, что евангельские нормы и десять заповедей применимы ко всей человеческой жизни и к любой человеческой отрасли. Нет ни в политике, ни в экономике того, что невозможно было бы измерить заповедями. Нравственную оценку своему нахождению в мире надо давать во всем. Об этом и говорил Патриарх Кирилл, потому что политические убеждения — это надстрочные ценности, а базовые – это, безусловно, нравственность и вера.

А потому с апостольских времен люди обязаны воплощать эти базовые ценности, особенно в трудные времена, когда страна переживает какие-то потрясения и обязана отвечать на агрессию со стороны неверующей части или иные вызовы времени. Верующие люди как раз объединяются вокруг своих святынь, пастырей и Церкви, как было и во времена Патриарха Гермогена, который являет образец мученичества и подвижничества.

И, как сказал отец Всеволод Чаплин, особенно сейчас востребовано это гражданское мирное ополчение. И выражаться оно должно во всем в зависимости от того, на каком посту и служении находится человек. Если это педагог, он должен объединять вокруг себя педагогов для несения просветительской миссии в школе, если это представители бизнеса, то хозяйствование и ведение бизнеса должно выверяться десятью заповедями. То есть заповеди являются камертоном, который определяет верную ноту во всех отраслях.

REGIONS.RU

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.