Архивы

Русские проблемы

Выступление заместителя главы ВРНС, председателя Союза писателей РФ В.Н.Ганичева на Соборных слушаниях «Общественная ситуация в России и будущее русского народа».
Изменилось ли что-нибудь после масштабных, затратных и многообещающих выборов в русском вопросе, в русском деле, в русском мировоззрении?  Внешне, внутренне, глубинно?
Внешне – незаметно народ втягивается в экономическую повседневную жизнь. И только через нее чувствуются изменения, которых немного.  Внутренне – все-таки разговоры и дебаты о русском, восклицания некоторых претендентов о том, что они за русских, и красочное описание и сетования о положении русского населения, кое-какой интерес у русских людей к себе пробудили.
В то же время на всякую попытку каким-либо образом вычленить русский народ, его культуру, определить особые задачи, стоящие перед самым большим народом в России, поддержать его многовековой созидательный труд, немедленно следуют  возгласы: «О чем это вы? Мы же многонациональное государство!!!».
Эта «фишка» возникает всякий раз, когда мы поднимаем вопрос о необходимости развития русской культуры, русского самосознания, о развитии русского Нечерноземья и Севера, о поддержке малых городов с их остатками исторических памятников, об уважении русского духа, которым ныне, кажется, пахнет только в сказках Пушкина. Мы многонациональное государство, и этим ставится преграда для всякого  обсуждения русских проблем. Да Боже мой, кто же против этого возражает? Кто, как не русский народ и собирал это многонациональе, проявляя доброту, чуткость и понимание к тем, кто воссоединялся с Россией, не обязательно становясь русским.
Пришло время этим нашим многонациональным собратьям понять, что русскому народу тяжко, уменьшается количество русских людей в России, разоряется и гибнет село, идет атака на русскую народную и классическую культуру. Впрочем, как и на культуры малых народов, подменяя их псевдо-общечеловеческими ценностями мировой цивилизации, «образцы»  которых недавно сначала ворвались в Храм Христа Спасителя, а ныне  вызывают  кое у кого стенания о том, что обижают малых сих. Так вот: это  запугивание многонациональем идет давно. Еще в 20-е, 30-е годы прошлого века  русский народ обвинялся как народ – колонизатор, и русский народ должен был отдать все «угнетенным» народам России. Придуман был даже такой термин: «Россия – тюрьма народов». Русские люди и так отдали все, конечно же, не считая себя колонизаторами.
В республиках Советского Союза возникали мощные заводы и фабрики, целые города, были созданы  вузы, даже академии —  при помощи и участии русских. Многим народам были созданы азбуки, были открыты институты и факультеты для представителей народов России и Советского Союза. Не скажу, что это всегда оканчивалось благодарностью, но это нисколько не уменьшало духа братства и дружбы русского народа.
Мы проводим Соборную встречу и пленум Союза писателей России в Саранске, посвященные  тысячелетию вхождения мордовского народа в состав России, воссоединения этого народа с народами России. Это очень значительная дата, которая показывает, что более тысячи лет народы России объединялись вокруг русского народа. Для нас это было ясно: русские всегда были государствообразующим народом. Этому определению отчаянно сопротивлялись, и вот, слава Богу, подписал и провозгласил это и Президент России Владимир Владимирович Путин. Ясно, что это еще надо закрепить в юридических и общественно-политических категориях, да и в сознании миллионов. Это важная задача общественных и гражданских сил.
Ясно, что и другие народы входили в нашу общерусскую цивилизационную и государственную орбиту.
Вопросов много, на некоторые  из них нет ясных ответов и прочерченных предложений. Мы должны искать их, обсуждать и представлять обществу. Многие  помнят, что после первого и второго Всемирных Русских Народных Соборов был, как говорят в Одессе, большой гвалт в нашей либеральной прессе, даже  обвинения Собора и его участников в шовинизме, национализме, красно-коричневых оттенках. А решения Собора, выступления его участников, призывающие не разрушать традиции, не испепелять русскую культуру, не извращать классику, а защитить русский и другие национальные языки от англоязычной и другой, отнюдь не филологической  агрессии, защитить национальные интересы,  определяли как мракобесие, цивилизационную отсталость, вчерашний день.
Прошло 5-7-10 лет, и в программах у всех крупных политических партий и  крупных общественных движений  появились пункты о русском самосознании, о русском менталитете, о русской культуре, цивилизации, о русском языке.
Площадка Всемирного Русского Народного Собора оказалась плодотворной для формирования широкого взгляда на положение русского народа и те задачи и выводы, которые вырастают перед ним в условиях мирового экономического, социального и  культурного кризиса.
Хотелось бы обратиться к тем, кто пишет о положении русского народа, изучает его состояние, рассматривает общественно-политические течения, позиционирует  себя как русские: надо,  чтобы в этой работе было больше основательности, объективности, взвешенности.
Уж как любят некоторые развешивать ярлыки и демонизировать все, что связано с русским!  Как пугают отдельные авторы русскими телодвижениями, духовными основами, на которых покоится русский патриотизм или, как любил говорить Николай Михайлович Карамзин, отечестволюбие русских людей.
Вот только что прочитал на многое претендующую книгу о русском национализме, составленную некой Марлен Ларюэль, и выпущенной  издательством или журналом «Новое литературное обозрение» госпожи Прохоровой, которая, кстати, тщательно следит за всеми русскими движениями, их развитием, нередко рекомендует, как оценивать их читателям. Что в этом страшного? Да ничего. Только надо с таким же вниманием исследовать все течения нашей либеральной, буржуазной, западной мысли, рассуждающей о русском, и тоже давать оценки! Это одна из важных задач ученых, политологов, журналистов, пытающихся объективно изучать русскую тему. При этом, конечно, учитывать основополагающие принципы существования русского народа.
Ну вот, например, два известных, выступающих по русской теме специалиста  — профессор Соловей и публицист Севостьянов  в своих объемных книгах позволили себе высказать мысли и о том, что нынче православие не определяет суть русского народа и что вряд ли стоит относить его к главным сущностным качествам русских. «Русский – это православный», — говорил Федор Михайлович  Достоевский. Но нет сомнения, что за многие годы, отвергающие православие, было немало потеряно, были организованы прямые погромы храмов или, как нынче, атаки на Патриарха,  сетевые вбросы нападок на церковь и православие сегодняшнего дня. Это вымывает из сегодняшнего православия людей нестойких. Но вот миллион стоящих денно и нощно к мощам св. Спиридона,  или три миллиона  текущих к Поясу Богородицы, а тысячи возрожденных храмов и монастырей, явленных на Православной выставке в Манеже, не могли не испугать врагов России и Православия так же, как переполненные храмы  и в это Светлое Воскресение Пасхи. Не отсюда ли и все виды попыток отторжения от Веры – от псевдонаучных изысканий, поиска недостатков у священства до прямых богохульных выходок, которые вроде бы неожиданно встречают поддержку у так называемой элиты.
Думаю, что у соборян нет сомнения в духовно-спасительном выборе русского народа. И этому сотни тысяч подтверждений.
И, конечно, духовная сумятица в текстах, публикациях, стремление поразить непроверенными и сфальсифицированными фактами – все это является порочным стилем. Вот, например,  считающая  себя патриотическим изданием и нередко публикующая интересные материалы газета «Русский Вестник» решила удивить всех материалами о том, что Кутузов – масон, поэтому проиграл Бородино, сдал Москву французам, да и поджег ее в угоду масонскому братству. Ну, надо же какие-то границы иметь в заблуждениях, невежестве и фальсификациях!  Конечно же, ни Пушкин, ни Лев Толстой, ни великие историки не разобрались, кто такой Кутузов, а автор «Русского Вестника» всех вразумил и наставил на путь истины.
Этот год – год истории. ВРНС начал ее участием в Иринарховских чтениях в Борисоглебском монастыре Ярославской области, где старец Иринарх благословил Минина и Пожарского на освобождение Москвы от иноземцев.  3 мая в Храме Христа Спасителя  проводится  Соборная встреча «Патриарх Гермоген и преодоление смуты». 15 мая в белгородской Прохоровке будут проходить Прохоровские литературно-патриотические чтения о Великой Отечественной войне. 28 мая на Бородинском поле будет проходить Соборная встреча и пленум Союза писателей,  посвященные исторической литературе. А в июне мы отметим большую дату в нашей истории – тысячелетие со дна вхождения мордовского народа в состав России. 7-9 июня в Саранске будет проходить Соборная встреча и встреча писателей и деятелей науки и культуры из русских и национальных областей и республик Федерации. Круглый стол о культурных и духовных российско-белорусских связях будет проходить 10-15 июня в Витебске. В начале сентября будет много мероприятий, посвященных 1812 году, а 1 октября будет проходить Всемирный Русский Народный Собор с повесткой «Рубежи истории – рубежи России», комплекс соборных встреч и мероприятий, посвященных преодолению смуты 1812 года, будет проходить в октябре и ноябре, в том числе и детская Соборная встреча.
В общем, наша задача – максимально использовать великие даты этого года.
И еще, возможно, следует убедиться, что не только митинговые стимулы могут влиять на развитие общества, на его атмосферу, а те образцы, которые показывают в поведении, в работе, в служении  отечеству и нравственности русские люди. Таким образом, высоким эталоном в нашем производстве, в науке и  образовании, а не верхоглядством, руганью, патриотическим пустозвонством,  мы можем превзойти оппонента, а то и  противника нашего. Давайте поговорим о таких образцах, представим их в наших изданиях!  А то ведь полная темень. Вот подвиг комбата Солнечникова вызвал шквал публикаций о добрых поступках, о высоком служении. Люди истосковались  на фоне постоянных педофильских и уголовных разборок о чистом подвиге, самопожертвовании, о служении. Посмотришь нынешние фильмы —  и кажется, что наша великая и другая по ранжиру, многомиллионная по затратам  режиссура разучилась снимать чистые, духовно значимые,  исторически достоверные фильмы.  Да и просто любить Россию. А наши писатели часто отнюдь уже не вдохновляются подвигом соотечественников, их служением, историей чистой и высокой любви.
24.04.2012

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.