Архивы

Государство, религия, светское общество и права человека

Рекомендация ПАСЕ 1804 (2007) от 29 июня 2007 г.
1. Парламентская Ассамблея отмечает, что религия является важной характерной чертой европейского общества. Это обусловлено исторически многовековым присутствием определенных религий  и их влиянием европейскую историю. Сегодня число религий на нашем континенте продолжает увеличиваться, растет число церквей и верований.
2. Организованные религии как таковые являются неотделимой частью общества и должны рассматриваться как институты, созданные гражданами и для граждан, которые имеют право на свободу религии, а также как организации, являющиеся составной частью гражданского общества со всем своим потенциалом, позволяющим служить ориентиром в этических и гражданских вопросах, и играющие определенную роль в национальном сообществе, будь оно религиозным или светским.
3. Совет Европы должен признать такое положение дел и приветствует и уважает религию во всем ее многообразии как форму этического, морального, идеологического и духовного самовыражения части европейских граждан с учетом различий между самими религиями и особенностей каждой из стран.
4. Ассамблея вновь подтверждает, что разделение церкви и государства представляет собой одну из общеевропейских ценностей, превосходящую национальные различия. Это общепризнанный принцип, который преобладает в политике и институтах демократических стран. Так, в рекомендации 1720 (2005) об образовании и религии Ассамблея отмечает, что «религия каждого человека, в том числе выбор жизни без религии, является сугубо личным делом».
5. Ассамблея отмечает, что, защищая свободу выражения мнения и свободу религии, Европейский суд по правам человека тем не менее признает право отдельных стран составлять и вводить законодательство об отношениях между государством и церковью в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека и отмечает, что государства-члены Совета Европы имеют разные степени разделения между государственной властью и религиозными институтами в полном соответствии с Европейской конвенцией по правам человека и основным свободам.
6. За последние 20 лет религиозный культ претерпел заметный упадок в Европе. Менее одного европейца из пяти посещают религиозную службу не реже одного раза в неделю, тогда как 20 лет назад эта цифра была в два раза больше. В то же время мы наблюдаем усиление мусульманских общин практически во всех государствах-членах Совета Европы.
7. В результате глобализации, быстрого развития новых информационных и коммуникационных технологий некоторые группы оказываются особенно на виду. Однако нельзя отрицать, что в последние годы религия вновь стала центральной темой дискуссии в наших обществах. И наибольшую активность здесь проявляют римокатолики, Православная церковь, евангелисты и мусульмане.
8. Ассамблея признает важность межкультурного диалога и его религиозного измерения и готова помочь разработать комплексную стратегию Совета Европы в этой области. Однако она полагает, что в свете принципа разделения церкви и государства диалог между религиями и конфессиями не входит в компетенцию государств или Совета Европы.
9. В рекомендации 1396 (1999) о религии и демократии Ассамблея заявляет, что «у многих проблем современного общества есть религиозные аспекты, такие как фундаменталистские движения и террористические акты, расизм и ксенофобия, а также этнические конфликты». Сегодня это утверждение как никогда актуалено.
10. Не следует смешивать власть и религию. Однако религия и демократия отнюдь не являются несовместимыми и иногда религии играют в высшей степени полезную социальную роль. Занимаясь проблемами общества, гражданские власти при поддержке религии устраняют многое из того, что порождает религиозный экстремизм, но не все.
11. Правительствам следует принять во внимание, что религиозные общины обладают особыми возможностями в плане укрепления мира, сотрудничества, терпимости, солидарности, межкультурного диалога и распространения ценностей, за которые выступает Совет Европы.
12. Образование играет ключевую роль в борьбе с невежеством, стереотипами и неверным пониманием религий и их лидеров, а также играет важнейшую роль в укреплении демократического общества.
13. Основным форумом для межкультурного диалога являются школы, которые помимо этого закладывают основы терпимого поведения; они могут эффективно бороться с фанатизмом, сдержанно и объективно знакомя  детей с историей и философией основных религий. Важную роль могут здесь играть и средства массовой информации и семья.
14. Знание религий является неотъемлемой частью знания истории человечества и цивилизаций. Оно отличается от веры и обрядов  какой-либо религии. Даже страны, в которых преобладает одна религия, обязаны преподавать происхождение всех религий.
15. В Европе сосуществуют различные ситуации. В некоторых странах продолжает доминировать одна религия. Представители религии могут играть определенную политическую роль как, например, в Соединенном Королевстве, где епископы заседают в Палате лордов. Некоторые страны запретили ношение религиозных символов в школах. В нескольких государствах-членах Совета Европы законодательство продолжает содержать анахронизмы, восходящие ко временам, когда религия играла более важную роль в жизни наших обществ.
16. Свобода религии защищена статьей 9 Европейской конвенции о правах человека и статьей 18 Всеобщей декларации прав человека. Однако эта свобода не является беспредельной: неприемлема религия, доктрина или обряды которой противоречат другим основным правам. В любом случае ограничения, которые могут быть наложены на эту свободу, должны быть «предписаны законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для защиты общественного порядка, здоровья или морали или для защиты прав и свобод других» (Статья 9.2 Конвенции).
17. Государства также не имеют права допускать распространение религиозных принципов, которые, будучи воплощенными в жизнь, нарушали бы права человека. Если в этом плане существуют сомнения, государствам следует потребовать от религиозных лидеров занять недвусмысленную позицию в пользу главенства прав человека, изложенных в Европейской конвенции о правах человека, над любым религиозным принципом.
18. Свобода выражения мнения является одним из наиболее важных прав человека, о чем неоднократно заявляла Ассамблея. В рекомендации 1510 (2006) о свободе выражения мнения и уважении религиозных верований она выразила мнение: «Свобода выражения, защищаемая в статьей 10 Европейской конвенции о правах человека, не должна далее ограничиваться для удовлетворения растущих обид некоторых религиозных групп».
19. При признанном  долге уважать других и не поощрять неспровоцированных оскорблений, нет необходимости говорить, что свобода выражения мнений не может быть ограничена в силу уважительного отношения к определенным догматам или верованиям той или иной религиозной общины.
20. Что касается отношений между Советом Европы и религиозными общинами, то здесь следует предпринять определенные шаги по установлению более тесных отношений.
21. В этой связи следует помнить, что религиозные лидеры неоднократно обращались к Ассамблее в прошлом и что Ассамблея в свою очередь согласилась принять участие в крупных конференциях, организованных религиозными общинами. Кроме того, десятки религиозных и гуманитарных организаций уже представлены в Совете Европы, имея общий статус неправительственных организаций.
22. Ассамблея приветствует предложение Комитета Министров организовать на экспериментальной основе «ежегодные обмены мнениями по вопросам религиозного измерения межкультурного диалога» между представителями традиционно присутствующих в Европе религий и гражданского общества.
23. В связи с этим Ассамблея рекомендует Комитету Министров:
23.1. обеспечить религиозным общинам возможность беспрепятственно осуществлять во всех государствах-членах Совета Европы основное право на свободу религии в соответствии со ст. 9 Европейской конвенции о правах человека и ст. 18 Всеобщей декларации прав человека;
23.2. исключить любое вмешательство в религиозные дела, но рассматривать религиозные организации как часть гражданского общества и призывать их играть активную роль в достижении мира, сотрудничества, терпимости, солидарности, межкультурного диалога и в распространении ценностей Совета Европы;
23.3. подтвердить принцип независимости политики и закона от религии;
23.4. продолжать осмысление религиозного измерения межкультурного диалога, в частности посредством организации встреч с религиозными лидерами и представителями гуманитарных и философских кругов;
23.5. не проводить консультации с группами, которые не заявили однозначно о поддержке основных ценностей Совета Европы, а именно прав человека, демократии и верховенства закона;
23.6. найти и распространить примеры успешного проведения диалога с лидерами религиозных общин;
23.7. рассмотреть вопрос о создании института для разработки учебных программ, методик и образовательных материалов для изучения религиозного наследия в государствах-членах Совета Европы; эти учебные программы должны составляться в тесном сотрудничестве с представителями различных религий, традиционно присутствующих в Европе.
24. Ассамблея далее рекомендует Комитету Министров призвать государства-члены:
24.1. способствовать первоначальной подготовке учителей и последующему повышению их квалификации с целью обеспечения объективного сбалансированного преподавания религий с учетом их места сегодня и в истории и требовать, чтобы все религиозные деятели, особенно играющие роль в образовании молодежи, проходили подготовку в области прав человека;
24.2. постепенно исключать из законодательства, если такова воля народа, элементы, которые могут быть дискриминационными с точки зрения демократического религиозного плюрализма.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.