Архивы

Терроризм. Нерешённые проблемы

3 сентября, в День солидарности в борьбе с терроризмом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил литию по жертвам терактов. В тот же день проблема терроризма обсуждалась на московском радио «Радонеж», где своё видение высказал директор Ростовского областного отделения Правозащитного центра Всемирного Русского Народного Собора протоиерей Тимофей Фетисов.

Мне кажется, что XXI век заставил нас расстаться с, по крайней мере, четырьмя иллюзиями о терроризме. Первая – это то, что терроризм есть порождение социальной неудовлетворённости, тяжёлого экономического положения в обществе. Эта идея разрушена последним терактом в Норвегии. Мы видели, как Андерс Брейвик, достаточно благосостоятельный гражданин в лучшей, самой развитой стране Европы совершает это злодеяние. Вторая иллюзия связана с тем, что, как казалось, идеология протеста, отчуждения фанатизма останутся только в истории XX века. Об этом, в частности, писал Сэмюэль Хантингтон, автор нашумевшей книги «Столкновение цивилизаций»; он считал, что будущее только за либерализмом. Однако именно терроризм стал главной угрозой XXI века и, может быть, как реакция на тоталитарный, во всех сферах жизни насаждаемый либерализм.

Было также мнение, что с террористами могут справиться профессионалы, жестокими, решительными средствами. Но посмотрите – лучшие в мире борцы с терроризмом в США не мешают этой стране быть на первом месте по количеству жертв терактов. Ну и последнее – ещё недавно считалось, что терроризм можно победить, если уничтожить его главарей, так сказать, отрубить змею голову. Пример Хаттаба, Басаева, Усамы бен Ладена, наконец, красноречиво свидетельствует об обратном. Всех этих разбойников уже давно съели черви. Говорят, бен Ладена даже акулы; но терроризм не перестал устрашать мир и готовиться к новым злодеяниям.
Терроризм – это не какой-то Кощей Бессмертный, смерть которого была хоть и в хорошо спрятанном, но строго определённом месте, тут надо зреть в корень. А вот о корне терроризма, на мой взгляд, однажды очень хорошо сказал Святейший Патриарх Кирилл. «Кто такие террористы? Они что, какие-то инопланетяне, у них не такие руки, ноги, – говорил Святейший, – как у остальных?» Это обычные с виду люди, иногда даже очень благообразного вида. Звериная же их сущность скрывается глубоко внутри. Но где? Конечно же, в сердце. Сердце определяется тем, во что верит человек. Поэтому ни в коем случае нам с вами не стоит недооценивать религиозный фактор терроризма. Вообще мне кажется, что это самый основной фактор. Когда случается очередной теракт, мы часто слышим заклинания вроде того, что у терроризма нет национальности и религии, но такие рассуждения мне больше напоминают попытку спрятать голову в песок. Террорист далеко не одно и то же, что бандит, последний никогда не будет себя взрывать, у него совершенно другая цель – деньги, – умирают же только за веру. И в этом смысле действительно велика ответственность именно религиозных лидеров, тех людей, которые определяют жизнь и поведение, и то, что в головах и сердцах у их последователей.
Если же говорить о нашей Церкви, то, слава Богу, Церковь активно занимается патриотическим воспитанием, духовным воспитанием молодёжи, и я уверен, что эта молодёжь никогда не станет на путь экстремизма. Это хорошо иллюстрирует опыт деятельности, в частности, нашего таганрогского Центра «Пересвет», в котором воспитываются более 200 человек. Я абсолютно уверен, что они никогда не станут экстремистами, не станут бить людей на улицах за цвет кожи или национальность, потому что сегодня они охраняют этих людей. Ведь они выходят на улицы вместе с полицией, защищают людей, а тот, кто берёт на себя ответственность за правопорядок, конечно же, и сам в своей жизни будет всегда его поддерживать.
С другой стороны хотелось бы ещё сказать о том, что если вообще рассуждать о ситуации в России, мне кажется, что рассматривая проблемы терроризма, нельзя вообще не учитывать уроки истории, а она говорит нам о том, что первыми вообще террористами на Руси были совсем не выходцы с Северного Кавказа, далеко не бедные и, в общем-то, неплохо образованные народовольцы в 70-80х годах XIX века, вот кто были они. Важно и то, что зачастую простой народ им сочувствовал, видя в них защитников от несправедливости. Вот в этом смысле мне показалось как-то очень тревожным симптомом то, когда на Чубайса, ставшего в России символом действительно свершившегося над населением обмана, экспроприации годами потом и кровью нажитого, вот когда на него было совершено покушение – простой народ очень жалел, что «дело не было доведено до конца».
Если народ сочувствует террористам – значит, что-то не так в государстве, где так велика пропасть между бедными и богатыми, а справедливость меряется не желанием «сберечь» народ, как к этому призывает Святейший Патриарх, а некоей «экономической целесообразностью». Может быть, стоит когда-то и об этом поразмышлять?

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.