Архивы

Правовое значение решений ЕСПЧ для РФ

Конституция Российской Федерации

Статья 15. 4. Общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры Российской Федера­ции являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установле­ны иные правила, чем предусмотренные законом, то применя­ются правила международного договора.

Федеральный закон от 30.03.1998 N 54-ФЗ

«О ратификации Конвенции о защите прав человека

и основных свобод и Протоколов к ней»

Статья 1. Ратифицировать Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года с изменения­ми, внесенными Протоколами к ней №3 от 6 мая 1963 года, №5 от 20января 1966 года и №8 от 19марта 1985 года, и дополнениями, содержащимися в Протоколе №2 от 6 мая 1963 года (далее именуется —Конвенция), и Протоколы к ней №1 от 20 марта 1952 года, №4 от 16 сентября 1963 года, №7от 22 ноября 1984 года, №9 от 6 ноября 1990 года, № 10 от 25 марта 1992 года и №11 от 11 мая 1994 года, подписанные от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 21 февраля 1996 года, со следующими оговоркой и заявлениям.

«Российская Федерация в соответствии со статьей 64 Конвенции заявляет, что положения пунктов Зи4 статьи не препятствуют применению нижеследующих положений законодательства Российской Федерации: санкционированного абзацем вторым пункта 6 раздела второго Конституции Российской Федерации 1993 года временного применения установленного частью 1 статьи частью 1 статьи 89, статьями 90, 92, 96, 96.1, 96.2, 97,  и 122 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР от 27 октября 1960 года, с последующими изменениями и дополнениями порядка ареста, содержания под стражей и задержания ли подозреваемых в совершении преступления; основанных на пункте 2 статьи 26 Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» от 22 января 1993 года статьей 51-53 и 62 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 г. № 2140, устанавливающих их арест с содержанием на гауптвахте в качестве меры  дисциплинарного взыскания, налагаемой во внесудебном порядке на военнослужащих — солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов.

Срок действия этой оговорки ограничен периодом, который требуется для внесения в законодательство Российской Федерации изменений, полностью устраняющих несоответствия указанных выше положений положениям Конвенции.»;

«Российская Федерация в соответствии со статьей 25Конвенции признает компетенцию Европейской комиссии по правам человека получать заявления (жалобы) от любого неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Российской Федерацией их прав, изложенных в Конвенции и указанных Протоколах к ней, в случаях, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления в действие этих договорных актов в отношении Российской Федерации»; «Российская Федерация в соответствии со статьей 46 Конвенции признает ipso facto и без специального соглашения юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязатель­ной по вопросам толкования и применения Конвенции и Про­токолов к ней в случаях предполагаемого нарушения Россий­ской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после их вступления в действие в отношении Российской Федерации.».

Статья 2. Предусмотреть в федеральном бюджете начиная с 1998 года необходимое увеличение расходов на содержание федеральной судебной системы и пенитенциарной системы, органов юстиции Российской Федерации, органов прокуратуры Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации в целях приведения правоприменительной практи­ки в полное соответствие с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из участия в Конвенции и Протоко­лах к ней.

 

Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. № 5

«О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международ­ных договоров в Российской Федерации»

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 101 -ФЗ «О меж­дународных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договор­ных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права — принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способ­ствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая фи­зических лиц. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенство­вание судебной деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения судами международного права при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать следующие разъяснения:

…10. Разъяснить судам, что толкование международного договора должно осуществляться в соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (раздел 3; статьи 31-33).

Согласно пункту «Ъ» части 3 статьи 31 Венской конвенции при толковании международного договора наряду с его контекстом должна учитываться последующая практика применения договора, которая устанавливает соглашение участников относительно его толкования. Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейско­го Суда по правам человека обязательной по вопросам толко­вания и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Россий­ской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осу­ществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

 

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.