Архивы

Октябрь 2011

В Русской церкви упрекают Запад в бездействии по поводу насилия против христиан в Египте

Москва. 31 октября. ИНТЕРФАКС

В Московском патриархате выступили с критикой в адрес западных стран, упрекнув их в нежелании защищать египетских коптов.

«Несмотря на беспрецедентную эскалацию насилия против христиан в Египте в начале октября, ни одна из стран Запада не оказала никакого давления на временные военные власти этого государства, не пригрозила экономическими санкциями», — сказал глава синодального Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион, выступая в университете швейцарского города Лугано на церемонии вручения ему степени почетного доктора.

По его мнению, кадры, потрясшие весь мир, когда в Каире военные на бронетранспортерах «давили мирную коптскую демонстрацию, стреляли в безоружных людей, остаются вне поля зрения политиков», сообщает сайт ОВЦС.

 

Прочитать остальную часть записи »

Митрополит Саратовский Лонгин: Христианин не только может, но и должен заниматься политикой

По мнению владыки, если сегодня мы будем гнушаться политикой, завтра всё решат без нас, и потом уже будет поздно…
Глава Саратовского митрополичьего округа митрополит Саратовский и Вольский Лонгин считает, что христианин должен заниматься политикой и таким образом участвовать в управлении государством, целью которого является не допущение её превращения в ад. Об этом владыка заявил 29 октября, отвечая в эфир епархиальной телепрограммы, подготовленной телестудией «Восхождение», на вопрос: приемлемы ли для христианина такие «формы общественной жизни, как митинги, пикеты, забастовки», и «может ли христианин заниматься политикой?» Текст передачи был опубликован на информационно-аналитическом портале Саратовской митрополии «Православие и современность».

«Что такое политика? Это, собственно говоря, участие в управлении государством, – ответил архипастырь. – Если эта политика (настолько, насколько это возможно, конечно, в политике) чистая и честная, то не просто может, но и должен. Что касается митингов, пикетов и всего остального… Может, если это не является концентрированным выражением злобы и ненависти. Ведь зачастую мы видим, что подобного рода мероприятия и у нас, и на Западе превращаются в какие-то бесчинства. Если это спокойное, достойное отстаивание своих прав, и эти права действительно заслуживают того, чтобы их отстаивать, то, конечно, можно».

Прочитать остальную часть записи »

Секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры принял участие в круглом столе, посвященном проблемам экстремизма и терроризма

20 октября 2011 года в Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ) прошел круглый стол «Воспитание нравственности и гражданской ответственности как средство противостояния терроризму и профилактики экстремизма». Организаторами мероприятия выступили МГЛУ, Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, Общецерковная аспирантура и докторантура и Международная исламская миссия.

На заседании круглого стола обсуждались следующие вопросы: экстремизм и терроризм как реальная угроза общественной безопасности; роль высшей школы и религиозных организаций в формировании в молодежной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы; коммуникационные технологии противодействия идеологии экстремизма и терроризма; объединение совместных усилий государства, общественных и религиозных организаций в целях стабилизации ситуации в обществе, обеспечения гражданского мира и общественного согласия.

Среди выступавших были представители традиционных религий России, в том числе первый заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман России муфтий Альбир Крганов, генеральный представитель Управления мусульман Кавказа, президент Международной исламской миссии муфтий Шафиг Пшихачев. Русскую Православную Церковь на заседании представлял сотрудник Секретариата ОВЦС по делам дальнего зарубежья диакон Димитрий Сафонов, Общецерковную аспирантуру и докторантуру имени святых Кирилла и Мефодия – секретарь Ученого совета А.И.Мраморнов.

Прочитать остальную часть записи »

Доклад митрополита Илариона прозвучал на международной конференции в РГГУ

25 октября 2011 года в Российском государственном гуманитарном университете состоялась международная научная конференция на тему «Демократия, общество и модернизация в современной России: единство цели и действия».

Организаторами конференции выступили Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Общественная палата Российской Федерации и в Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ).

На пленарном заседании, в частности, были заслушаны выступления председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, советника Президента России М.А. Федотова, уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина, члена-корреспондента РАН, доктора исторических наук, ректора РГГУ профессора Е.И. Пивовара.

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, посвященный теме «Нравственный императив российской демократии», огласил сотрудник ОВЦС В.В. Кипшидзе.

Прочитать остальную часть записи »

«Нравственное измерение демократии». Выступление митрополита Илариона на международной конференции «Демократия, общество и модернизация в современной России: единство цели и действия»

Уважаемый Ефим Иосифович!
Уважаемые участники конференции!

Благодарю Вас за приглашение принять участие в настоящем общественно-научном мероприятии, собравшем отечественных и зарубежных ученых, экспертов, правозащитников, журналистов и тех, кому небезынтересно будущее России.

Считаю очень важным, что Русская Православная Церковь имеет возможность участвовать в дискуссии об общественном развитии нашей страны. Для нас эта дискуссия началась не сегодня, а века назад. Исторически православная традиция вдохновляла людей на труды по строительству здания народного бытия, давала силы для жертвенного служения Отечеству. Русская Православная Церковь хранит память о многих праведниках, приложивших старания, а иногда и пожертвовавших жизнью, ради блага своих собратьев.

Церковное предание помнит страстотерпцев Бориса и Глеба, первых русских святых, канонизированных Церковью. Символично, что князья, по существу ставшие жертвами борьбы за власть на Руси, приобрели такое народное почитание. Ведь, если судить рационально, они ничего не сделали для своего народа, а попросту предпочли безропотно умереть вместо того, чтобы бороться со своим властолюбивым братом. Этот пример разительно отличается от опыта политической борьбы последних веков, когда в угоду целесообразности того или иного свойства политическими лидерами приносились в жертву не только собственная честь и совесть, но – что самое страшное – человеческие жизни.

Ответ на вопрос о том, что такое демократия в России, можно услышать как с высоких трибун, так и от простых людей. Однако есть ли в нашем обществе консенсус относительно понятия «демократия»? Очевидно, что по форме – это одна из существующих в мире моделей управления делами общества. Содержание же и применение этой модели может существенно различаться даже в тех государствах, которые считают себя образцовыми демократиями. Эти различия не мешают попыткам догматизировать представление о демократии, сделать его орудием идеологических войн и поводом к выдвижению взаимных обвинений. Догматизация понятия демократии осуществляется одновременно с желанием сделать его универсальным критерием оценки жизни общества. Безапелляционное и неукоснительное следование этому подходу не может принести подлинного блага обществу.

Я приведу пример. В рамках внешней церковной деятельности мне приходилось сталкиваться с попытками привнести так называемые демократические стандарты в церковную традицию. В частности, один из институтов Европейского Союза принял установление, запрещавшее дискриминацию при приеме на работу. Планировалось применять эти нормы в отношении церковных структур Европы, которые также являются работодателями. Представляете, что бы произошло, если в последний момент усилиями европейских церквей это положение не было бы отменено? Церкви в Европе обязали бы брать на работу, в том числе на священнические должности, женщин, представителей иных религий, неверующих и так далее. Это безупречно с точки зрения демократии, но абсолютно недопустимо с точки сохранения европейской цивилизации, в рамках которой сама демократия получила развитие.

Церковь нередко обвиняют в отсутствии гибкости. Но в наши дни мы сталкиваемся с ситуацией, когда демократические стандарты являются чуть ли не истиной в последней инстанции. Западная пресса писала о следующей ситуации. В одном из американских штатов права партнерств лиц нетрадиционной сексуальной ориентации были уравнены с правами традиционных семей. И, соответственно, первые получили право усыновлять детей. Разумеется, католические агентства отказались заниматься усыновлением детей гомосексуальными парами. И местная администрация просто упразднила эти агентства, поскольку они допустили бы дискриминацию в своей деятельности, если бы им позволили заниматься усыновлением только для родителей традиционной сексуальной ориентации. Аналогичная ситуация имела место в Великобритании, где по той же причине закрылись католические агентства по усыновлению. Думаю, что этот наглядный пример нетерпимости к инакомыслию, которая облеклась во вполне демократическую форму.

Определяя свое отношение к демократии или иной форме управления делами общества, Церковь ставит во главу угла не следование тем или иным процедурам, а то, насколько эта форма наполнена нравственным содержанием. Не так давно, по историческим меркам, демократическим путем пришел к власти Адольф Гитлер, которого поддержало большинство. В наши дни обвинения в недемократичности с угрожающей регулярностью становятся поводом для вмешательства во внутренние дела государств, которое приводит к еще большему страданию людей. При соблюдении демократических процедур принимаются законы, отдельные положения которых отвергают представления о морали, веками скреплявшей человеческое общество.

За века своего существования Церковь разработала свой универсальный критерий оценки общественного бытия. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» говорится, что «главное внимание нужно уделять не системе внешней организации государства, а состоянию сердец». Именно состоянием сердец определяется успех или неуспех всех благих общественных начинаний.

Привнося в публичную сферу нравственные идеалы и воспитывая на них общество, мы, убежден, сможем изменить общество так, что в нем будет уважаться достоинство человека, которое восходит к образу Божию. Если же наша забота об общественном благе ограничится лишь слепым копированием секулярных демократических стандартов, то нас ожидают новые нестроения.

Чем больше людей в нашей стране будут вдохновлены в своей общественной и политической деятельности примером Бориса и Глеба, а не примером их убийцы Святополка Окаянного, тем больше шансов построить в России подлинно справедливое человеческое общежитие. Я призываю не капитулировать перед злом, а – не делать людей средством решения своих целей, орудием политической борьбы, не приносить ближних в жертву целесообразности. Именно этому нас учит пример святых страстотерпцев.

Сегодня мы едины в том, что в нашей стране нужно что-то менять к лучшему. И Церковь искренне поддерживает всех, кто не довольствуется статусом кво, а готов прилагать честный труд, чтобы внести в окружающую нас действительность больше блага. Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении перед предпринимателями назвал модернизацию «нравственным императивом», подчеркнув, что в церковном понимании «модернизация – это не только экономическая реформа, не только технологическое переоснащение российской экономики, не только современная инфраструктура – это, в первую очередь, построение новой системы отношений между людьми, в том числе и в бизнесе, в промышленности, в образовании, в науке, которая бы основывалась на нашем национальном нравственном фундаменте».

Что такое нравственный фундамент нашего общества сегодня? Предлагаю участникам сегодняшней конференции подумать на эту тему. Ясно одно: что понимание нашей духовной традиции и, главное, опора на нее при попытках любых общественных изменений сделает эти изменения отличными от утопических проектов тех, кто хотел стереть нашу историческую память, попытавшись строить мир без Бога.

Церковь — единственный институт, который сдерживает отток русских с Северного Кавказа

25 октября 2011 года, 11:17

В марте 2011 года была образована Владикавказская и Махачкалинская епархия, в которую вошли приходы Северной Осетии, Дагестана, Ингушетии и Чечни. О том, как живет сегодня епархия и складывается диалог с мусульманами, каковы перспективы перевода богослужения на осетинский язык, хватает ли храмов и духовенства, в интервью «Интерфакс-Религия» рассказал архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима.

— Владыко, как протекает жизнь в Вашей епархии?

— Епархия живет полнокровно: люди работают, служат, молятся, так что особых проблем не существует. Однако здесь, как и во всей России, люди мало знают о православии, а если знают, то совсем немного — на уровне того, чтобы свечку поставить, яйца покрасить, воду освятить. Необходимо просвещение — особенно для молодежи, и основная моя задача — это просвещение народа светом православной веры. 23 ноября отмечается праздник колесования великомученика Георгия Победоносца. И мы решили в этом году впервые провести Свято-Георгиевские образовательные чтения с молебнами в древнем храме святого Георгия в селе Дзивгисе, чтобы люди знали, что православие не вчера пришло на эту землю. В последние годы в республику приезжают представители новых религиозных движений, появились «традиционалисты», которые считают, что христианство — это пришлое, русское засилье. В этой связи приходится объяснять, что христианство — религия для всех народов, что это Божье послание людям всей земли. Кроме того, большие аппетиты в республике имеют представители радикального ислама. Всему этому нужно будет противостоять духом любви, просвещения, терпения.

Прочитать остальную часть записи »

В московской полиции опять захотели «Манежки»

Кавказцев, едва не убивших в московском метро русского студента, отпустили после допроса…
Как уже сообщала РЛ, в минувшую пятницу в московском метро группой кавказцев был жестоко избит студент Первого профессионального университета Глеб Харитонов. Не знающий «московских нравов» Глеб решил заступиться за девушку, к которой «дети гор» приставали в грубой форме. Кавказцев вначале задержали по горячим следам, но вскоре после допроса отпустили. Газета «Комсомольская правда» пока назвала имена троих «хулиганов» – это выходец из Азербайджана Измаил Азадов, а также уроженцы Кабардино-Балкарии Амин Балаев и Орхан Аглы Сулимандзе.

Молодые люди, по некоторым данным, учащиеся на юридическом факультете в одном вузе с Харитоновым, когда Глеб попросил их не донимать незнакомую ему девушку, ударили его электрошокером, а потом зверски избили ногами в вагоне метро. Студент получил перелом руки и черепно-мозговую травму.

По данным следствия, кавказцев было пятеро – четверо избивали жертву, пятый снимал происходящее на камеру мобильного телефона. Во время экзекуции южане выкрикивали экстремистские лозунги. По словам Харитонова, который в настоящее время проходит лечение в отделении нейрохирургии Института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского, никто из пассажиров не вступился за него.

Прочитать остальную часть записи »

Наш ответ Чемберлену

В ответ на введение американского списка Магнитского, МИД России утвердил список персон нон грата со стороны США…
Российское министерство иностранных дел сообщило об утверждении списка американских граждан, которым будет запрещен въезд в нашу страну, сообщает «Российская газета». Документ был составлен в качестве «зеркального» ответа на решение Госдепартамента США ввести визовые ограничения для российских должностных лиц». В апреле в конгресс США поступил законопроект, который предусматривал визовые и экономические санкции к ряду чиновников. Если бы документ был принят, то, по мнению конгрессменов, нескольким десяткам российских граждан следовало запретить въезд на американскую территорию.

Такой шаг неизбежно привел бы к серьезным осложнениям в отношениях между Москвой и Вашингтоном. Для того, чтобы, с одной стороны, удовлетворить конгрессменов, а с другой, не допустить разрастания конфликта с Россией, внешнеполитическое ведомство США сыграло на опережение. В подготовленном Госдепом списке было не несколько десятков, как предлагали наиболее антироссийски настроенные законодатели, а чуть больше десятка фамилий.

Прочитать остальную часть записи »

Протоиерей Владислав Свешников: Исламские праздники используются в Москве в политических целях

Священнослужители РПЦ считают, что для проведения мусульманских праздников вполне можно найти такие места, которое не создадут проблем жителям русских городов…
Близится Курбан-байрам, и вместе с этим оживают опасения, которые этот мусульманский праздник вызывает у многих жителей Москвы, Петербурга и других русских городов. Опасений этих два: что опять ритуальный забой и разделка баранов будут происходить на глазах горожан и их детей (и при полном попустительстве полиции), и что улицы в центре города опять перекроет толпа молящихся.

Напомним также, что в Москве еще в 2006 году законодательно запретили жертвоприношения в публичных местах (на улице, во дворах жилых домов и в гаражах). Против нарушителей грозили возбуждать дела по статье 245 Уголовного кодекса «Жестокое обращение с животными», которая предусматривает штраф до100 тысяч рублей или два года тюрьмы. Однако никакого действия этот запрет не произвел.

Журналист Акрам Муртазаев пишет по этому поводу: «Мне совершенно непонятна позиция исламского духовенства. Кому как не им выступить с обращением к мусульманам накануне этого святого праздника, в котором разъяснить все требования Корана к ритуалу жертвоприношения?

Прочитать остальную часть записи »

Наталья Нарочницкая: «Без русских не может быть России, это пора понять всем»

В Москве создана новая общественная организация «Русское гражданское движение», целью которого является защита государствообразующего русского народа…